1. Электродвигатели классифицируются по способу подключения обмотки возбуждения (см. Рис. 4.8 (а, б, в, г)).
Наиболее распространенным видом электродвигателей являются двигатели с последовательным возбуждением.
Двигатели со смешанным возбуждением также часто используются для работы в тяжелых условиях.
Электродвигатели с параллельным возбуждением в автомобилях не используются, поэтому мы их здесь рассматривать не будем. Наряду с двигателями, имеющими электрическое возбуждение, в эксплуатации есть и двигатели с возбуждением от постоянных магнитов, имеющие неплохие весовые показатели.
Рис. 4.8 (а) Двигатель с параллельным возбуждением
Электродвигатель общего назначения. В качестве стартера не используется. Обмотка возбуждения имеет много витков и значительное сопротивление.
2. В электродвигателе с последовательным возбуждением обмотка возбуждения включена последовательно с обмоткой якоря. Это самый распространенный тип двигателя для легковых автомобилей.
Рис. 4.8 (б) Двигатель с последовательным возбуждением
Большой пусковой момент, идеален для проворачивания поршневого двигателя. Обмотка возбуждения имеет небольшое число витков из толстого провода или металлических полос с малым сопротивлением.
Как указывалось в разделе “Скорость и крутящий момент стартера”, такой двигатель дает высокий пусковой момент, падающий при повышении скорости вращения. Такая характеристика идеальна для преодоления большого сопротивления при страгивании с места коленчатого вала (см. Рис. 4.9).
3. Двигатели с постоянным магнитом имеют малые габариты и просты по конструкции.
Рис. 4.8 (в) Двигатель с постоянным магнитом
Используется в качестве стартеров благодаря достижениям в области постоянных магнитов, позволяющим создать эффективный электродвигатель с хорошими весовыми показателями.
Поскольку у них нет обмотки возбуждения, падение напряжения в них определяется только сопротивлением обмотки якоря. Для съема высокой мощности с вала такие двигатели могут иметь встроенную механическую передачу от якоря к выходному валу.
4. Двигатели со смешанным возбуждением используются в тех случаях, когда нужна большая мощность. Двигатели этого типа имеют как последовательную, так и параллельную обмотки, которые включаются в два этапа:
а). При включении двигателя сначала параллельная обмотка включается последовательно с якорем и выполняет роль балластного сопротивления. Благодаря этому, ток якоря ограничен, и двигатель развивает небольшой момент, необходимый для плавного ввода в зацепление шестерни стартера.
б). На втором этапе обмотки соответствуют своему названию: параллельная обмотка включается параллельно якорю, а последовательная – последовательно.
После запуска двигателя шестерня стартера выходит из зацепления с маховиком, и стартер отключается от источника питания. В это время вращающийся по инерции якорь начинает генерировать ток, который теряется в параллельной обмотке возбуждения. Благодаря этому якорь стартера быстро останавливается – эффект электротормоза.
Рис. 4.8 (г) Двигатель со смешанным возбуждением
Иногда используется для стартеров большой мощности.
Включается в две стадии:
1. Параллельная обмотка включается последовательно с якорем для получения небольшого момента, необходимого для входа шестерни стартера в зацепление с маховиком двигателя. Последовательная обмотка отключена.
2. Включается, как показано на рисунке – полный ток якоря.