Подшипники коленчатого вала – проверка

1    При ремонте всегда рекомендуется заменять старые вкладыши новыми, однако старые вкладыши не торопитесь выбрасывать – они многое могут рассказать о состоянии ремонтируемого двигателя. Цветная идентификационная метка на тыльной стороне вкладыша может быть использована дилером для идентификации размерной группы подшипников коленвала.

2    Разрушение подшипников происходит вследствие недостатка смазки, избытка в масле грязи и инородных включений, перегрузки двигателя или коррозии (см. рис.). Вне зависимости от причины разрушения подшипников, она должна быть устранена до сборки двигателя, чтобы этого не произошло снова.

3    Для осмотра вкладышей снимите их с двигателя, демонтировав крышки/блок крышек коренных и шатунных подшипников. Разложите вкладыши на чистой горизонтальной поверхности в порядке их расположения на двигателе. Это даст возможность сопоставить проблемы вкладышей с соответствующими цилиндрами. Вкладыши требуют деликатного обращения – их рабочие поверхности легко поцарапать даже пальцами.

4    Грязь и прочие инородные частицы проникают в двигатель разными путями. Они могут остаться в двигателе после сборки или проникнуть через фильтры или вентиляцию картера. Они могут попасть в масло, а с ним – в подшипники. Часто присутствуют в масле металлические частицы, являющиеся продуктами нормального износа или механической обработки деталей. Абразивы часто остаются в двигателе после его ремонта, особенно в том случае, если после обработки двигатель был плохо промыт. Вне зависимости от источника, эти инородные частицы заканчивают свой путь часто вкрапленными в мягкий металл вкладышей, где их легко узнать. Крупные частицы оставят царапины и на шейке, и на вкладыше. Лучшим средством от этих болезней является чистота – мойте тщательнее все компоненты двигателя и содержите все в безупречной чистоте в процессе сборки. Рекомендуется также частая и регулярная смена масла и фильтра.

5    Масляное «голодание» (или прекращение подачи смазки) имеет много взаимосвязанных причин. Повышенная температура (масло становится недопустимо жидким), перегрузка (выдавливает смазку из подшипников скольжения), утечка масла через увеличенные зазоры в подшипниках, изношенный масляный насос, высокие обороты двигателя провоцируют прекращение смазки. Забитые грязью каналы смазки, сужение каналов вследствие рассовмещения отверстий для прохода масла во вкладышах становятся причиной масляного голодания подшипников и преждевременно выводят их из строя. Если недостаток смазки явился причиной выхода вкладыша из строя, мягкий материал подшипника скольжения сотрется с металлической подложки вплоть до полного удаления. Увеличенная температура трения раскрасит подложку вкладыша в цвета побежалости.

6    На продолжительность жизни вкладышей сильно влияет стиль вождения. Полный дроссель («педаль в пол», «полная дыра»), езда «внатяг» создают большие нагрузки на подшипники коленвала, выдавливая масляную пленку из их зазоров. Эти нагрузки ослабляют вкладыши, оставляя усталостные микротрещины в их рабочих поверхностях. Растрескавшийся материал отстает от подложки кусочками.

Рис. 17.2. Типичные повреждения вкладышей

7    Поездки на короткие дистанции ведут к коррозии подшипников, поскольку конденсат и коррозионные газы не удаляются из непрогретого моторного масла и образуют в нем кислоту и шлам. Все это подается вместе с маслом к подшипникам скольжения.

8    Неправильная установка подшипников естественным образом ведет к их износу. Перетянутые подшипники имеют недостаточные зазоры, недостаточные зазоры имеют недостаточную смазку. Грязь и инородные включения забивают недостаточные зазоры, оставляя подшипники без смазки.

9    При сборке старайтесь не трогать рабочие поверхности вкладышей, поскольку ее легко поцарапать или оставить на ней грязь. Протирать вкладыши можно только чистой салфеткой, не оставляющей ворсинок.

10  Как уже отмечалось, экономия на замене вкладышей может обернуться повторным капитальным ремонтом двигателя.

Похожие статьи

Оцените статью
Добавить комментарий