Поиск и устранение неисправностей стартера

admin
Защемление стартера

Иногда шестерня стартера может остаться в зацеплении с венцом маховика. Это может быть симптомом изношенности зубьев как того, так и другого. Если такое случилось, потолкайте машину взад-вперед на 3-й передаче при выключенном зажигании. Обычно этого хватает для того, чтобы шестерня вернулась на место. Как вариант, попробуйте пошевелить конец вала стартера ключом за квадратный конец (если таковой имеется).

Замечание:

На некоторых стартерах нет квадратного конца вала. В таком случае ослабьте стяжные болты корпуса стартера и попытайтесь подвигать взад-вперед его якорь. Если это не помо­гает, снимите стартер и осмотрите шестерню и венец маховика на наличие износа и повреждений.

Симптомы защемления стартера:

двигатель не проворачивается, а свет фар становится тусклым. Примите во внимание, что такие же симптомы дает плохой контакт на клеммах аккумулятора.

Щетки

При снятии стартера с машины, прежде всего, отключите аккумулятор. Снимите крышку со стороны щеток и вытащите их из щеткодержателя. Измерьте высоту щеток и, если она меньше 8 мм, замените их.

Привод шестерни

Следующим надо проверить инерционный привод. Жесткость пружины должна быть такой, чтобы ее невозможно было повернуть на валу усилием руки. Если у Вас возникли какие-то сомнения в отношении пружины, замените ее. Грязь в приводе увеличивает вероятность залипания, в результате чего шестерня будет плохо входить или вообще не будет входить в зацепление.

Промойте передачу бензином или метиловым спиртом со щеткой, пока его детали не станут легко перемещаться. Обратите внимание на смазку. Вал необходимо слегка смазать жидким маслом, однако косые шлицы на нем должны быть сухими и чистыми. Хороший результат дает натирание рабочих поверх­ностей свинцом. Жидкая или консистентная смазка будет соби­рать дорожную пыль, что в конце концов вызовет отказ.

Подшипники

Износ подшипников приводит к появлению радиального люфта вала якоря. Для замены подшипников необходимо извлечь якорь и выбить старые втулки. Для замены можно приобрести графитовые или бронзовые втулки, которые перед установкой надо окунуть в моторное масло.

Проверка электрических цепей

Обмотки статора и якоря соединены последовательно. Ток на стартер подается через главную клемму, затем он проходит по обмоткам возбуждения, затем через щетки и коллектор попадает в якорь и, пройдя по обмоткам якоря, уходит на массу через вторую пару щеток коллектора.

Обмотки возбуждения выполнены из алюминиевой или медной полосы. Проверьте их изоляцию относительно корпуса статора. Затем вытащите щетки из щеткодержателя и проверьте с помощью омметра сопротивление между главной клеммой и корпусом стартера. Сопротивление должно быть бесконечным или, по крайней мере, очень большим. Вместо омметра можно воспользоваться контрольной лампочкой с батарейкой — в этом случае лампочка гореть не должна.

Замечание:

В стартерах фирмы Lucas с торцевым коллектором один конец обмотки возбуждения заземлен, что необходимо учитывать при проверке.

Если проверка выявила обрыв обмотки возбуждения, то надо снять полюсные башмаки вместе с обмотками. Поскольку винты башмаков обычно затянуты очень туго, придется воспользоваться ударной отверткой. Неисправность обычно легко определяется по обгоревшей изоляции. В некоторых случаях удается отремонти­ровать обмотку, заменив поврежденную полосу. После этого надо обмотать катушку лентой и покрыть ее шеллаком.

Коллектор

Тщательно осмотрите ламели коллектора. Наличие капель припоя на поверхностях якоря говорит о том, что якорь был перегрет. Можно аккуратно восстановит припайку обмоток якоря к ламелям коллектора, следя за тем, чтобы не закоротить припоем соседние ламели.

Мелкие дефекты коллектора барабанного типа можно устранить тонкой наждачной бумагой, более значительные повреждения можно попытаться устранить проточкой на токарном станке. Коллектор торцевого типа можно только промыть метиловым спиртом — никакой наждачной бумаги.

Якорь

Повреждение якоря может наступить из-за превышения скорости его вращения. Это может произойти из-за неисправ­ности механизма привода шестерни, или если водитель слишком долго оставлял стартер включенным. Самое серьезное повреж­дение такого рода — выход обмоток из своих пазов под действием центробежных сип. Ремонт в таком случае вряд пи возможен и якорь придется заменить.

Точно так же не подлежит ремонту и якорь, в котором обнаружено нарушение изоляции между обмотками и железом.

Короткое замыкание витков обмотки якоря можно обнаружить с помощью специального прибора — «гроулера» (см.
Рис. 4.31). Если положить якорь на V-образную подставку прибора и включить его, прибор начнет генерировать переменное магнитное поле. Витки обмотки якоря начнут работать как вторичные обмотки транс­форматор, причем большой вторичный ток возникнет в короткозамкнутой обмотке. Ее можно обнаружить, если положить поверх якоря какую-нибудь стальную полоску, например, ножовочное полотно, которое в месте короткого замыкания начнет сильно вибрировать. Причиной замыкания может быть наволакивание металла или угольная пыль от щеток, поэтому можно попытаться промыть и почистить место замыкания. Если это не помогает, придется якорь заменить.

Рис. 4.31. Гроулер (прибор для обнаружения короткозамкнутых витков якоря)

 

Если у Вас нет гроулера, то определить место короткого замыкания в обмотках якоря очень трудно из-за малого их сопротивления. Конечно, иногда место неисправности можно обнаружить простым осмотром, но если очевидных повреждений нет, то измерение сопротивления между ламелями коллектора потребует очень чувствительного омметра.

Более реально обнаружить короткозамкнутые витки якоря можно, пропуская через него ток силой порядка 10 А. Подведите ток к щеткам якоря и с помощью чувствительного вольтметра измерьте падение напряжения на соответствующей паре ламелей. Различие измеренных значений напряжения на разных парах ламелей покажет положение короткозамкнутого витка.

Проверить изоляцию между витками обмоток и железом якоря можно с помощью  контрольной лампочки 6 Вт, соединенной последовательно с  батареей 12 В или с помощью тестера в режиме омметра (см. Рис. 4.32).

Рис. 4.32  Проверка сопротивления изоляции между коллектором и валом

 

Между ламелями коллектора и якорем должно быть очень большое сопротивление, поэтому тестер должен показывать значение, близкое к бесконечности, а лампочка не должна гореть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Next Post

Как проверить стартер?

1. Если стартер работает не так, как хотелось бы, выполните несколько проверок, не снимая его с автомобиля. 2. Аккумулятор должен быть полностью заряжен. Проверьте выполнение этого условия, включив передние фары: их свет должен быть ярким. При необходимости, проверьте плотность электролита в аккумуляторе. 3. Проверьте надежность всех контактов, обратив особое внимание […]

Subscribe US Now