1. Очистите днища поршней и поверхность блока цилиндров, сопрягаемую с головкой блока цилиндров.
а) Проворачивая коленчатый вал, последовательно установите поршни в ВМТ. Скребком очистите поверхности днищ поршней от углеродных отложений.
б) Скребком снимите остатки прокладки головки блока с поверхности разъема блока цилиндров.
в) Сжатым воздухом удалите углеродные отложения и остатки прокладки головки блока с поверхностей, отверстий под болты.
Примечание: используя сжатый воздух, берегите глаза.
2. Очистите головку блока цилиндров.
а) Очистите поверхность головки блока от остатков прокладки головки блока.
Примечание: будьте осторожны, чтобы не повредить поверхность головки блока, сопрягаемую с прокладкой.
б) Очистите поверхности камер сгорания головки блока металлической щеткой, удалив остатки углеродных отложений.
в) Очистите отверстия направляющих втулок головки блока щеткой и растворителем.
Проверьте головку блока цилиндров.
а) Прецизионной линейкой и плоским щупом, как показано на рисунке, проверьте неплоскостность рабочих поверхностей головки блока цилиндров, сопрягаемых:
– с
поверхностью блока цилиндров;
– с
поверхностями впускного и выпускного коллекторов.
Поверхность головки блока цилиндров, сопрягаемая с:
– блоком цилиндров
– впускным коллектором
– выпускным коллектором
Максимально допустимая неплоскостность поверхности:
газового стыка:
1NZ–FE, 2NZ–FE, 1ZZ–FE…. 0,05мм
2ZZ–GE.…………………………..0,20 мм
привалочной впускного коллектора:
1NZ–FE, 2NZ–FE, 1ZZ–FE…. 0,10мм
2ZZ–GE.…………………………..0,20 мм
привалочной выпускного коллектора:
1NZ–FE, 2NZ–FE, 1ZZ–FE…. 0,10мм
2ZZ–GE.…………………………..0,30 мм
Если величина неплоскостности превышает максимально допустимую, замените головку блока цилиндров.
б) Используя проникающий краситель, проверьте наличие трещин в камерах сгорания, впускных и выпускных каналах и на поверхности газового стыка. При наличии трещин замените головку блока цилиндров.
4. Очистите клапаны.
а) Скребком снимите налет углеродистых отложений с тарелки клапана.
б) Мягкой щеткой окончательно очистите клапан.
5. Проверьте диаметры стержней клапанов и внутренние диаметры направляющих втулок клапанов.
а) Нутромером измерьте внутренний диаметр направляющих втулок клапанов.
Внутренний диаметр направляющей втулки:
1NZ–FE, 2NZ–FE,
1ZZ–FE.…………………5,510 – 5,530 мм
2ZZ–GE.……………….5,500 – 5,518 мм
б) Микрометром измерьте диаметр стержня клапана.
Диаметр стержня клапана:
впускной клапан:
1NZ–FE, 2NZ–FE,
1ZZ–FE.………………5,470 – 5,485 мм
2ZZ–GE.……………..5,460 – 5,475 мм
выпускной клапан:
1NZ–FE, 2NZ–FE,
1ZZ–FE.……………….5,465 – 5,480 мм
2ZZ–GE………………5,445 – 5,470 мм
в) По разности измерений диаметра стержня клапана и внутреннего диаметра направляющей втулки найдите зазор между стержнем клапана и его направляющей.
Номинальный масляный зазор:
впускной клапан:
1NZ–FE, 2NZ–FE,
1ZZ–FE……………….0,025 – 0,060 мм
2ZZ–GE.………………0,025 – 0,058 мм
выпускной клапан:
1ZZ–FE.……………….0,030 – 0,065 мм
2ZZ–GE……………..0,030 – 0,063 мм
Максимальный масляный зазор:
впускной клапан:
1NZ–FE, 2NZ–FE, 1ZZ–FE …0,08мм
2ZZ–GE.…………………………..0,70 мм
выпускной клапан………………0,10 мм
Если зазор больше максимально допустимого, замените клапан и направляющую втулку.
6. Если необходимо, замените направляющие втулки клапанов.
а) Постепенно нагрейте головку блока цилиндров в водяной ванне до температуры 80 – 100°С.
б) Используя выколотку и молоток, выпрессуйте направляющую втулку.
в) Нутромером измерьте диаметр расточки под направляющую в корпусе головки блока цилиндров.
– Если диаметр отверстия под направляющую в корпусе головки блока превышает:
1NZ–FE, 2NZ–FE……………..9,706мм
1ZZ–FE………………………….10,306 мм
2ZZ–GE.………………………….10,506 мм
то расточите отверстие под направляющую втулку клапана до ремонтного размера диаметра:
1NZ-FE, 2NZ-FE….9,9,735-9,706мм
1ZZ–FE.……………..10,335 – 10,356 мм
2ZZ–GE.……………..10,538 -10,556 мм
– Если диаметр отверстия под направляющую в корпусе головки блока превышает ремонтный размер, то замените головку блока цилиндров.
– Величину наружных диаметров втулок впускных и выпускных клапанов выбирайте в зависимости от диаметров отверстий под направляющие (см. таблицу).
Диаметр отверстия под направляющую, мм | Используемая втулка |
Стандартная | |
9,685 – 9,706 | 1NZ-FE, 2NZ-FE |
10,533 – 10,544 | 2ZZ-GE |
10,285 – 10,306 | 1ZZ-FE |
Ремонтная 0,05 мм | |
9,735 – 9,755 | 1NZ-FE, 2NZ-FE |
10,583 – 10,594 | 2ZZ-GE |
10,335 – 10,356 | 1ZZ-FE |
г) Нагрейте головку блока цилиндров в водяной ванне до температуры 80 – 100°С (1NZ-FE, 2NZ-FE, 1ZZ-FE) или 110°-130°C (2ZZ-GE).
д) Установите направляющую втулку клапана. Используя выколотку и молоток, установите новую направляющую втулку клапана, чтобы она выступала из головки блока цилиндров на:
1NZ–FE, 2NZ–FE.……………..9,0-9,4мм
1ZZ–FE.………………………….8,7-9,1 мм
2ZZ–GE.……………………..15,3 – 15,7 мм
е) Используя развертку, разверните внутреннее отверстие направляющей, чтобы обеспечить нормированный зазор между направляющей и стержнем клапана (см. пункт 5 (в)).
Проверьте и притрите клапаны.
а) Прошлифуйте клапаны до устранения следов нагара и царапин.
б) Убедитесь, что притертая фаска клапана образует угол 44,5° относительно плоскости, перпендикулярной оси стержня.
в) Проверьте толщину тарелки клапана.
Номинальная толщина
тарелки клапана……………………1,0 мм
Минимальная толщина
тарелки клапана:
1NZ–FE, 2NZ–FE………………….0,5 мм
1ZZ–FE, 2ZZ–GE………………….0,7мм
Если толщина тарелки цилиндрической части меньше минимально допустимого значения, замените клапан.
г) Проверьте общую длину клапана.
Номинальная длина клапанов:
впускных:
1NZ–FE, 2NZ–FE……………89,25мм
1ZZ–FE.………………………….88,65 мм
2ZZ–GE.…………………………111,3 мм
выпускных:
1NZ–FE, 2NZ–FE…………….87,90 мм
1ZZ–FE………………………….88,69 мм
2ZZ–GE.…………………………111,7 мм
Минимальная общая длина клапанов:
впускных:
1NZ–FE, 2NZ–FE.……………88,75мм
1ZZ–FE.…………………………88,35 мм
2ZZ–GE.…………………………110,9 мм
выпускных:
1NZ–FE, 2NZ–FE.……………87,40 мм
1ZZ–FE.…………………………88,39 мм
2ZZ–GE.…………………………111,3 мм
Если общая длина меньше минимально допустимой, замените клапан.
д) Проверьте состояние торцевой поверхности клапанов на износ. Если торец клапана изношен, перешлифуйте торец или замените клапан.
Примечание: при перешлифовке не допускайте уменьшения общей длины клапана меньше минимальной.
8. Проверьте седла клапанов,
а) Проверьте правильность посадки клапана в седло.
– Нанесите тонкий слой белил на фаску клапана. Прижмите рабочую фаску клапана к седлу, но не вращайте клапан. Затем уберите клапан и осмотрите седло и фаску клапана.
– Если краска остается по всей окружности (360°) фаски клапана, то клапан концентричен. В противном случае замените клапан.
– Если краска проявляется по всей окружности (360°) седла клапана, направляющая (втулка) клапана и седло клапана концентричны. В противном случае перешлифуйте фаску.
– Убедитесь, что пятно контакта находится в средней части рабочей фаски клапана и имеет ширину 1,0 – 1,4 мм.
В противном случае скорректируйте фаску следующим образом:
– Если пятно контакта расположено слишком высоко на фаске клапана, то для перешлифовки седла используйте фрезы с углом конуса 30° и 45° (1ZZ-FE, 2ZZ-GE) или 20° и 45° (1NZ-FE, 2NZ-FE).
1ZZ-FE, 2ZZ-GE
1NZ-FE, 2NZ-FE
– Если пятно контакта расположено слишком низко на фаске клапана, то для перешлифовки седла используйте фрезы с углом конуса:
1NZ–FE, 2NZ–FE……………….75°и 45°
1ZZ–FE.……………………………60°и 45°
2ZZ–GE……………………..75°, 45°и 30°
1NZ-FE, 2NZ-FE
1ZZ-FE
2ZZ-GE
б) Вручную притрите клапан и седло клапана с использованием абразивной пасты.
в) После притирки очистите клапан и седло клапана.
9. Проверьте пружины клапанов.
а) Используя металлический угольник (90°), проверьте неперпендикулярность пружины клапана, как показано на рисунке. Максимально допустимая неперпендикулярность
составляет……1,6 мм
б) Штангенциркулем измерьте длину пружины в свободном состоянии:
Длина пружины клапана:
1NZ–FE, 2NZ–FE.……..45,10 мм
1ZZ–FE.……………………43,40 мм
2ZZ-GE:
впускной…………………46,42 мм
выпускной………………46,50 мм
Если длина пружины отличается от номинальной, замените пружину клапана.
10. Проверьте распределительные валы и подшипники.
А. Проверьте осевой зазор распределительного вала.
а) Установите распределительный вал в постели головки блока цилиндров.
б) Индикатором измерьте осевой зазор при перемещении распределительных валов назад и вперед.
Осевой зазор
распределительных валов:
1ZZ–FE, 1NZ–FE, 2NZ–FE:
номинальный………0,040 – 0,095 мм
максимальный……………….0,110 мм
2ZZ–GE:
номинальный………0,040-0,140 мм
максимальный……………….0,150 мм
Если осевой зазор больше максимального, замените распределительный вал. Если необходимо, замените крышки подшипников и головку блока цилиндров.
Б. Проверьте высоту кулачков распределительного вала. (1ZZ-FE)
Высота кулачков распределительного вала впускных клапанов:
номинальная:
1NZ–FE,
2NZ–FE.………….44,617 – 44,717 мм
1ZZ–FE.…………..44,333 – 44,433 мм
минимальная:
1NZ–FE, 2NZ–FE.……………43,16 мм
1ZZ–FE…………………………44,18 мм
Высота кулачков распределительного вала выпускных клапанов:
номинальная:
2NZ–FE.………….44,046 – 44,146 мм
1NZ–FE.………….44,666 – 44,766 мм
1ZZ–FE.…………..43,761 – 43,861 мм
минимальная:
2NZ–FE.………………………..43,90 мм
1NZ–FE.………………………..44,52 мм
1ZZ–FE_……………….43,61 мм
(2ZZ–GE)
Номинальная высота кулачков распределительного вала впускных клапанов:
№1…………………..40,607 – 40,707 мм
№2.…………………..38,769 – 38,869 мм
Минимальная высота кулачков распределительного вала впускных клапанов:
№1……………………………….40,450мм
№2. ……………………………….38,610мм
Номинальная высота кулачков распределительного вала выпускных клапанов:
№1…………………..40,019 – 40,119 мм
№2.…………………..38,863 – 38,963 мм
Минимальная высота кулачков распределительного вала выпускных клапанов:
№1………………………………..39,860 мм
№2.………………………………38,710 мм
Если высота кулачка меньше минимальной, замените распределительный вал.
В. Проверьте размеры опорных шеек распределительного вала, измерив их диаметры микрометром.
Диаметр опорных шеек распределительных валов:
1-ой опорной (кроме 1NZ–FEи 2NZ–FE)………….34,449 – 34,465 мм
остальных.………22,949 – 22,965 мм
Если диаметры шеек выходят за пределы, указанные в технических условиях, проверьте радиальный зазор между шейкой и подшипником.
Г. Проверьте радиальный зазор в подшипниках распределительных валов.
а) Очистите рабочие поверхности шеек распределительного вала и крышек подшипников.
б) Уложите распределительные валы в постели головки блока цилиндров.
в) Положите по кусочку пластикового калибра на каждую шейку распределительного вала.
г) Установите крышки подшипников. Затяните болты крышек (более подробнее процедуры установки распределительных валов см. в подразделе “Установка” раздела “Головка блока цилиндров”).
Момент затяжки:
1NZ–FE, 2NZ–FE, 1ZZ–FE:
№1………………..23Нм
другие…………13Нм
2ZZ–GE……..…18,5 Нм
Примечание: не проворачивайте распределительный вал.
д) Снимите крышки подшипников.
е) Измерьте ширину сплющенных пластиковых калибров в наиболее широкой части и вычислите зазор.
Радиальный зазор в подшипниках распределительных валов:
Номинальный:
1NZ–FE, 2NZ–FE,
1ZZ–FE………………………….0,035 – 0,072 мм
2ZZ–GE.………………………..0,035 – 0,076 мм
Максимально допустимый:
1ZZ–FE……………………………….0,70 мм
1NZ–FE, 2NZ–FE, 2ZZ–GE….0,08мм
Если зазор больше максимально допустимого, замените распределительный вал. При необходимости замените крышки подшипников и головку блока цилиндров.
ж) Удалите остатки пластиковых калибров.
11.
(1NZ–FE, 2NZ–FE, 1ZZ–FE) Проверьте толкатели и расточки под толкатели в корпусе головки блока.
а) Индикатором-нутромером измерьте диаметры расточек под толкатели в головке блока цилиндров.
Диаметр расточки под толкатель в головке блока………31,000 – 31,025 мм
б) Микрометром измерьте диаметр толкателя.
Номинальный диаметр толкателя.………….30,966 – 30,976 мм
в) Проверьте радиальный зазор. Вычтите значение диаметра толкателя из значения диаметра расточки под толкатель в корпусе головки и определите зазор.
Зазор между толкателем и стенкой расточки под толкатель:
номинальный………..0,024 – 0,059 мм
максимальный………………….0,10 мм
Если зазор превышает максимально допустимый, замените толкатель. При необходимости замените головку блока цилиндров.