1. Индикатором проверьте величину осевого зазора шатунного подшипника, перемещая шатун вперед-назад по шатунной шейке коленчатого вала.
Номинальный осевой зазор:
1NZ-FE, 2NZ-FE…….0,160 – 0,360мм
1ZZ-FE………………….0,160 – 0,342 мм
2ZZ-GE………………..0,160 – 0,312 мм
Максимальный осевой зазор:
1NZ-FE, 2NZ-FE………………0,360 мм
1ZZ-FE…………………………….0,342 мм
2ZZ-GE……………………………0,350 мм
Если осевой зазор больше максимально допустимого, замените шатун в сборе. При необходимости замените коленчатый вал.
2. Снимите крышку нижней головки шатуна и проверьте радиальный зазор шатунного подшипника.
а) Проверьте совмещение меток на шатуне и крышке шатуна, чтобы обеспечить в последующем его правильную сборку.
Если метки отсутствуют, то керном нанесите их на крышки и шатуны.
б) Отверните два болта крепления крышки нижней головки шатуна.
в) Снимите крышку шатуна, расшатав ее, держась за шатунные болты.
Примечание: нижняя половина вкладыша должна остаться в крышке шатуна.
г) Очистите шатунную шейку и вкладыши.
д) Проверьте поверхности шатунной шейки и вкладыша на наличие точечной коррозии и царапин.
При наличии рисок и задиров замените вкладыши. При необходимости замените коленчатый вал.
Примечание: не перепутайте верхний и нижний вкладыши подшипников.
е) Установите пластиковый калибр для измерения зазоров в подшипниках скольжения поперек шатунной шейки.
ж) Установите нижнюю крышку шатуна, совместив установочные метки. Затяните болты крепления (подробней см, подраздел “Сборка блока цилиндров” раздела “Блок цилиндров”).
Примечание:
– Не вращайте коленчатый вал.
– Нанесите немного масла на резьбы и под головки болтов перед их установкой.
Момент затяжки:
1-й этап:
1NZ-FE, 2NZ-FE…………………15 Нм
1ZZ-FE.…………………………….20 Нм
2ZZ-GE.…………………………….30Нм
2-й этап……………довернуть на 90°
з) Снимите нижнюю крышку шатуна, вывернув болты.
и) Измерьте максимальную ширину сплющенной калибровочной проволоки, определив по ней величину радиального зазора шатунного подшипника.
Зазор шатунного подшипника:
1NZ–FE, 2NZ–FE:
номинальный………0,016 – 0,040 мм
максимальный……………….0,060 мм
1ZZ–FE:
номинальный………0,028 – 0,060 мм
максимальный……………….0,080 мм
2ZZ–GE:
номинальный………0,028 – 0,052 мм
максимальный……………….0,080 мм
Если зазор больше максимального, замените подшипники. При необходимости замените коленчатый вал.
Примечание: при замене вкладышей номинального размера необходимо использовать вкладыши одной размерной группы, указанной на крышке подшипника. Существуют размерные группы вкладышей, обозначенные “1”, “2” и “3”. При этом выступ (метка “перед”) на крышке шатуна должен быть направлен к передней части двигателя (в сторону, противоположную отбору мощности).
Номинальные размеры вкладышей по их толщине;
1NZ–FE, 2NZ–FE;
метка “1”……………1,488 – 1,492 мм
метка “2”……………1,492-1,496мм
метка “3”……………1,496-1,500мм
U/S(0,25)……………..1,608 – 1,614 мм
1ZZ–FE:
метка “1”……………1,486 – 1,490 мм
метка “2”……………1,490 – 1,494мм
метка “3”……………1,494-1,498мм
U/S(0,25)……………..1,606 – 1,612 мм
2ZZ–GE:
метка “1”……………1,482 – 1,486 мм
метка “2”……………1,486 – 1,490мм
метка “3”……………1,490 – 1,494мм
к) Удалите остатки калибровочной проволоки с рабочих поверхностей шейки и вкладыша.
3. Снимите поршень и шатун в сборе.
а) Разверткой удалите нагар с верхней части цилиндра (см. рисунок).
б) Извлеките поршень в сборе с шатуном и верхним вкладышем подшипника через верхнюю часть блока цилиндров. Примечание:
– Держите подшипники, шатун и крышку вместе.
– Расположите поршни в сборе с шатунами и вкладышами в определенном порядке.
4. Снимите шатунные подшипники.
5.
(1NZ–FE, 2NZ–FE) Индикатором измерьте осевой зазор коленчатого вала, перемещая последний назад – вперед с помощью отвертки.
Номинальный осевой
зазор…………………………..0,09 -0,19 мм
Максимальный осевой
зазор………………………….0,30 мм
Если осевой зазор больше максимального, замените упорные полукольца.
Толщина упорных
полуколец……………….2,430 – 2,480 мм
6.
(1NZ–FE, 2NZ–FE) Снимите крышки коренных подшипников и проверьте радиальные масляные зазоры.
а) Равномерно ослабьте и отверните болты крышек коренных подшипников за несколько проходов в показанной на рисунке последовательности.
б) Покачивая вывернутые болты в отверстиях крышек коренных подшипников, снимите крышки вместе с нижними вкладышами и нижними упорными полукольцами (последние установлены только в зоне коренного подшипника №3).
Примечание:
– Держите крышки коренных подшипников вместе с нижними вкладышами.
– Расположите крышки коренных подшипников и упорные полукольца в порядке сборки.
в) Поднимите коленчатый вал.
Примечание: оставьте верхние вкладыши подшипников и верхние упорные полукольца в блоке цилиндров.
г) Очистите каждую коренную шейку и вкладыши.
д) Проверьте поверхность каждой коренной шейки и вкладышей на наличие точечной коррозии и царапин. Если шейка или вкладыш повреждены, замените вкладыши. При необходимости перешлифуйте или замените коленчатый вал.
е) Уложите коленчатый вал в блок цилиндров.
ж) Положите пластиковый калибр для измерения зазоров в подшипниках скольжения на каждую коренную шейку.
з) Установите крышки коренных подшипников и затяните болты в указанной на рисунке последовательности.
Момент затяжки:
1этап………………………………..22 Нм
2этап………………довернуть на 90°
Примечание: не вращайте коленчатый вал.
и) Снимите крышки коренных подшипников.
к) Измерьте максимальную ширину сплющенной калибровочной проволоки, определив по ней величину радиального зазора.
Зазор коренного подшипника:
номинальный………..0,010 – 0,023 мм
максимальный…………………0,070 мм
Если зазор больше максимального, замените подшипники. Если необходимо, перешлифуйте или замените коленчатый вал.
Примечание: при замене вкладышей номинального размера необходимо использовать вкладыш той же размерной группы, что и размерная группа постели коренного подшипника блока цилиндров. Если номер размерной группы вкладыша невозможно определить, выберите нужную размерную группу вкладышей по таблице путем складывания числа размерной группы постели под вкладыш блока цилиндров с числом размерной группы соответствующей шейки коленчатого вала. Существуют четыре стандартные размерные группы вкладышей, обозначенные “1”, “2”, “3”и “4”.
Таблица для определения размерных групп вкладышей.
Коленчатый вал + блок | Вкладыш | Толщина вкладыша |
цилиндров | ||
0-2 | 1 | 1,992 – 1,995 |
3-5 | 2 | 1,995 – 1,998 |
6-8 | 3 | 1,998 – 2,001 |
9-11 | 4 | 2,001 – 2,004 |
U/S (0,25) | 2,111 – 2,117 |
Пример: метка “3” на блоке цилиндров + метка “5” на коленчатом валу = сумма “8”(необходимый вкладыш – №3).
Диаметр постели коренного подшипника блока цилиндров:
метка “0”…………50,000 – 50,003 мм
метка “1”…………50,003-50,005мм
метка “2”………….50,005 – 50,007мм
метка “3”………….50,007-50,010мм
метка “4”.…………50,010 – 50,012мм
метка “5”…………50,012 – 50,014мм
метка “6”…………50,014 – 50,016мм
Диаметр коренной шейки коленчатого вала:
метка “0”…………45,998-46,000мм
метка “1”…………45,996 – 45,998 мм
метка “2”…………:45,994 – 45,996 мм
метка “3”.…………45,992 – 45,994 мм
метка “4”…………. 45,990 – 45,992мм
метка “5”………….45,988 – 45,990 мм
л) Снимите пластиковые калибры.
7. Снимите крышку коренных подшипников и задний сальник коленчатого вала, проверьте масляный зазор коренных подшипников.
а)
(2ZZ–GE) Выверните четыре пробки из крышки коренных подшипников.
б) Отверните 10 болтов (с шестигранной головкой) крепления крышки коренных подшипников.
в) Равномерно ослабьте и выверните 10 болтов крышки коренных подшипников в показанной на рисунке последовательности.
г) При помощи отвертки снимите крышку коренных подшипников. Снимите пять нижних вкладышей подшипников коленчатого вала.
Примечание:
– Будьте осторожны, не повредите контактные поверхности блока цилиндров и крышки коренных подшипников.
– Храните крышку коренных подшипников и нижние вкладыши коренных подшипников в соборе.
д) Снимите задний сальник коленчатого вала.
е) Снимите коленчатый вал.
Примечание: храните верхние вкладыши подшипников коленчатого вала вместе с блоком цилиндров.
ж) Очистите все шейки и вкладыши подшипников коленчатого вала.
з) Проверьте все шейки и вкладыши подшипников коленчатого вала на наличие точечной коррозии и царапин. При наличии рисок и задиров замените вкладыши. При необходимости замените коленчатый вал.
и) Положите коленчатый вал в блок цилиндров.
к) Положите пластиковый калибр поперек каждой коренной шейки.
л) Установите крышку коренных подшипников в сборе.
– Равномерно, в несколько приемов затяните болты крепления крышки коренных подшипников в последовательности, показанной на рисунке.
Момент затяжки…………………..44 Нм
– Нанесите на болт метку.
–
(1ZZ–FE) Доверните болты на 90°.
1ZZ-FE
– (2ZZ-GE) Поверните болты на 45°, а затем окончательно доверните еще на 45°.
2ZZ-GE
– Убедитесь, что все метки повернуты на 90° относительно первоначального положения.
–
(1ZZ–FE) Затяните остальные 10 болтов крышки коренных подшипников.
Примечание: не поворачивайте коленчатый вал.
м) Снимите крышку подшипников коленчатого вала в сборе (см. шаги (б) и (в) выше).
н) Измерьте максимальную ширину сплющенного калибра, определив по ней величину радиального зазора.
Зазор в коренном подшипнике:
номинальный……….0,015 – 0,032 мм
максимальный…………………0,050 мм
Примечание: (1ZZ–FE) при использовании ремонтных вкладышей подшипников зазор будет:
номинальный………..0,007 – 0,045 мм
максимальный………………..0,100 мм
Если зазор не соответствует номинальному, замените подшипники. Если необходимо, замените коленчатый вал. о) Замените вкладыш подшипника на вкладыш, имеющий такой же номер.
– (1ZZ–FE) Если номер вкладыша подшипника не определен, то его можно определить путем складывания номера размерной группы, нанесенной на блок цилиндров, с номером размерной группы, нанесенной на коленчатый вал (см. таблицу “(1ZZ-FE) Определение номера вкладыша коренного подшипника”). Всего существуют четыре размерные группы вкладышей подшипников, имеющих обозначение “1”, “2”, “3” и “4”.
–
(2ZZ–GE) Если номер вкладыша подшипника не определен, то его можно определить соотнеся номер размерной группы, нанесенной на блок цилиндров, с номером размерной группы, нанесенной на коленчатый вал (см. таблицу “(2ZZ-GE) Определение номера вкладыша коренного подшипника” и пример ниже).
1ZZ-FE
2ZZ-GE
Таблица. (1ZZ-FE) Определение номера вкладыша коренного подшипника.
Блок цилиндров (А) + коленчатый вал (В) | 0 – 2 | 3 – 5 | 6 – 8 | 9-11 |
Вкладыш подшипника | “1” | “2” | “3” | “4” |
Пример: метка “4” (А) на блоке цилиндров + метка “3” (В) на коленчатом валу = сумма “7”. Используемый вкладыш подшипника имеет метку “3”.
Диаметр постели коренного подшипника в блоке цилиндров:
метка
“0“…………..52,000 – 52,003мм
метка “1”………….52,003 – 52,005 мм
метка “2”………….52,005-52,007мм
метка “3”………….52,007-52,010мм
метка “4”………….52,010-52,012мм
метка “5”…………..52,072 – 52,014мм
метка
“6”…………..52,014 – 52,076 мм
ремонтный U/S (0,25) (только для
1ZZ-FE)…………….52,000 – 52,016 мм
Диаметр коренной шейки коленчатого вала:
метка “0” ……………47,998 – 48,000 мм
метка “1” ……………47,996 – 47,998 мм
метка “2” ……………47,994 – 47,996 мм
метка “3” ……………47,992 – 47,994 мм
метка “4” ……………47,990 – 47,992 мм
метка “5” ……………47,988 – 47,990 мм
ремонтный U/S (0,25) (только для
1ZZ-FE) 47,745 – 47,755 мм
Толщина стенки вкладыша
(в центральной части):
1ZZ-FE:
метка “1”…………… 1,994 – 1,997мм
метка “2”…………… 1,998 – 2,000 мм
метка “3”…………… 2,007 – 2,003 мм
метка “4”……………2,004 – 2,006 мм
рем. U/S (0,25) 2,713 – 2,119 мм
2ZZ-GE:
метка “1”.…………… 1,989 – 1,992 мм
метка “2”.…………… 1,992 – 1,995 мм
метка “3”.…………… 1,995 – 1,998 мм
метка “4”.…………… 1,998 – 2,001 мм
метка “5” ……….……2,007 – 2,004 мм
п) Снимите пластиковые калибры.
8. Индикатором измерьте осевой зазор коленчатого вала, перемещая последний “вперед – назад” с помощью отвертки,
Осевой зазор:
номинальный…………….0,04 – 0,24 мм
максимальный……………………0,30 мм
Если осевой зазор больше максимального, замените упорные полукольца.
Толщина упорных
полуколец………………2,430 – 2,480 мм
9. Снимите коленчатый вал.
а) Поднимите коленчатый вал.
б) Извлеките верхние вкладыши коренных подшипников и верхние упорные полукольца из блока цилиндров.
Примечание: уложите коренные подшипники и упорные полукольца в определенном порядке.
10.
(2ZZ–GE) Снимите масляные форсунки.
Таблица. (2ZZ-GE) Определение номера вкладыша коренного подшипника.
Метка блока цилиндров | Метка коленчатого вала | |||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 |
2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 |
4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 |
5 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 |
6 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 |
Пример: метка “4” блока цилиндров и метка “3” коленчатого вала дают метку “3” вкладыша коренного подшипника.