Разборка блока цилиндров

1. Индикатором проверьте величину осевого зазора шатунного подшипни­ка, перемещая шатун вперед-назад по шатунной шейке коленчатого вала.

Номинальный осевой зазор:

1NZ-FE, 2NZ-FE…….0,160 – 0,360мм

1ZZ-FE………………….0,160 – 0,342 мм

2ZZ-GE………………..0,160 – 0,312 мм

Максимальный осевой зазор:

1NZ-FE, 2NZ-FE………………0,360 мм

1ZZ-FE…………………………….0,342 мм

2ZZ-GE……………………………0,350 мм

Если осевой зазор больше макси­мально допустимого, замените шатун в сборе. При необходимости замените коленчатый вал.

Разборка блока цилиндров

2. Снимите крышку нижней головки шатуна и проверьте радиальный зазор шатунного подшипника.

а) Проверьте совмещение меток на шатуне и крышке шатуна, чтобы обеспечить в последующем его пра­вильную сборку.

Если метки отсутствуют, то керном нанесите их на крышки и шатуны.

Разборка блока цилиндров

б) Отверните два болта крепления крышки нижней головки шатуна.

Разборка блока цилиндров

в) Снимите крышку шатуна, расшатав ее, держась за шатунные болты.

Разборка блока цилиндров

Примечание: нижняя половина вкла­дыша должна остаться в крышке шатуна.

г) Очистите шатунную шейку и вкладыши.

д) Проверьте поверхности шатунной шейки и вкладыша на наличие то­чечной коррозии и царапин.

При наличии рисок и задиров замени­те вкладыши. При необходимости за­мените коленчатый вал.

Примечание: не перепутайте верх­ний и нижний вкладыши подшипников.

Разборка блока цилиндров

е) Установите пластиковый калибр для измерения зазоров в подшипни­ках скольжения поперек шатунной шейки.

Разборка блока цилиндров

ж) Установите нижнюю крышку шату­на, совместив установочные метки. Затяните болты крепления (подробней см, подраздел “Сборка блока цилиндров” раздела “Блок цилиндров”).

Примечание:

– Не вращайте коленчатый вал.

– Нанесите немного масла на резь­бы и под головки болтов перед их установкой.

Момент затяжки:

1-й этап:

1NZ-FE, 2NZ-FE…………………15 Нм

1ZZ-FE.…………………………….20 Нм

2ZZ-GE.…………………………….30Нм

2-й этап……………довернуть на 90°

з) Снимите нижнюю крышку шатуна, вывернув болты.

и) Измерьте максимальную ширину сплющенной калибровочной проволо­ки, определив по ней величину ради­ального зазора шатунного подшипника.

Зазор шатунного подшипника:

1NZFE, 2NZFE:

номинальный………0,016 – 0,040 мм

максимальный……………….0,060 мм

1ZZFE:

номинальный………0,028 – 0,060 мм

максимальный……………….0,080 мм

2ZZGE:

номинальный………0,028 – 0,052 мм

максимальный……………….0,080 мм

Если зазор больше максимального, замените подшипники. При необхо­димости замените коленчатый вал.

Разборка блока цилиндров

Примечание: при замене вкладышей номинального размера необходимо ис­пользовать вкладыши одной размер­ной группы, указанной на крышке под­шипника. Существуют размерные группы вкладышей, обозначенные “1”, “2” и “3”. При этом выступ (метка “перед”) на крышке шатуна должен быть направлен к передней части двигателя (в сторону, противопо­ложную отбору мощности).

Номинальные размеры вкладышей по их толщине;

1NZFE, 2NZFE;

метка “1”……………1,488 – 1,492 мм

метка “2”……………1,492-1,496мм

метка “3”……………1,496-1,500мм

U/S(0,25)……………..1,608 – 1,614 мм

1ZZFE:

метка “1”……………1,486 – 1,490 мм

метка “2”……………1,490 – 1,494мм

метка “3”……………1,494-1,498мм

U/S(0,25)……………..1,606 – 1,612 мм

2ZZGE:

метка “1”……………1,482 – 1,486 мм

метка “2”……………1,486 – 1,490мм

метка “3”……………1,490 – 1,494мм

Разборка блока цилиндров

к) Удалите остатки  калибровочной проволоки с рабочих поверхностей шейки и вкладыша.

3. Снимите поршень и шатун в сборе.

а) Разверткой удалите нагар с верх­ней части цилиндра (см. рисунок).

Разборка блока цилиндров

б) Извлеките поршень в сборе с ша­туном и верхним вкладышем под­шипника через верхнюю часть блока цилиндров. Примечание:

– Держите подшипники, шатун и крышку вместе.

– Расположите поршни в сборе с шатунами и вкладышами в опреде­ленном порядке.

4. Снимите шатунные подшипники.

5.
(1NZFE, 2NZFE) Индикатором из­мерьте осевой зазор коленчатого вала, перемещая последний назад – вперед с помощью отвертки.

Номинальный осевой

зазор…………………………..0,09 -0,19 мм

Максимальный осевой

зазор………………………….0,30 мм

Если осевой зазор больше максималь­ного, замените упорные полукольца.

Толщина упорных

полуколец……………….2,430 – 2,480 мм

Разборка блока цилиндров

6.
(1NZFE, 2NZFE) Снимите крышки коренных подшипников и проверьте радиальные масляные зазоры.

а) Равномерно ослабьте и отверните болты крышек коренных подшипников за несколько проходов в показанной на рисунке последовательности.

Разборка блока цилиндров

б) Покачивая вывернутые болты в отверстиях крышек коренных под­шипников, снимите крышки вместе с нижними вкладышами и нижними упорными полукольцами (последние установлены только в зоне коренно­го подшипника №3).

Примечание:

– Держите крышки коренных под­шипников вместе с нижними вкла­дышами.

– Расположите крышки коренных подшипников и упорные полукольца в порядке сборки.

в) Поднимите коленчатый вал.

Примечание: оставьте верхние вкла­дыши подшипников и верхние упор­ные полукольца в блоке цилиндров.

г) Очистите каждую коренную шейку и вкладыши.

д) Проверьте поверхность каждой ко­ренной шейки и вкладышей на на­личие точечной коррозии и царапин. Если шейка или вкладыш повреж­дены, замените вкладыши. При не­обходимости перешлифуйте или замените коленчатый вал.

е) Уложите коленчатый вал в блок цилиндров.

ж) Положите пластиковый калибр для измерения зазоров в подшипни­ках скольжения на каждую коренную шейку.

Разборка блока цилиндров

з) Установите крышки коренных под­шипников и затяните болты в ука­занной на рисунке последователь­ности.

Момент затяжки:

1этап………………………………..22 Нм

2этап………………довернуть на 90°

Примечание: не вращайте коленча­тый вал.

Разборка блока цилиндров

и) Снимите крышки коренных под­шипников.

к) Измерьте максимальную ширину сплющенной калибровочной прово­локи, определив по ней величину радиального зазора.

Зазор коренного подшипника:

номинальный………..0,010 – 0,023 мм

максимальный…………………0,070 мм

Разборка блока цилиндров

Если зазор больше максимального, замените подшипники. Если необхо­димо, перешлифуйте или замените коленчатый вал.

Примечание: при замене вкладышей номинального размера необходимо использовать вкладыш той же раз­мерной группы, что и размерная группа постели коренного подшипни­ка блока цилиндров. Если номер раз­мерной группы вкладыша невозможно определить, выберите нужную раз­мерную группу вкладышей по табли­це путем складывания числа размер­ной группы постели под вкладыш бло­ка цилиндров с числом размерной груп­пы соответствующей шейки колен­чатого вала. Существуют четыре стандартные размерные группы вкла­дышей, обозначенные “1”, “2”, “3”и “4”.

Разборка блока цилиндров

Таблица для определения размерных групп вкладышей.

Коленчатый вал + блокВкладышТолщина вкладыша
цилиндров
0-211,992 – 1,995
3-521,995 – 1,998
6-831,998 – 2,001
9-1142,001 – 2,004
U/S (0,25)2,111 – 2,117

Пример: метка “3” на блоке цилинд­ров + метка “5” на коленчатом валу = сумма “8”(необходимый вкладыш – №3).

Диаметр постели коренного под­шипника блока цилиндров:

метка “0”…………50,000 – 50,003 мм

метка “1”…………50,003-50,005мм

метка “2”………….50,005 – 50,007мм

метка “3”………….50,007-50,010мм

метка “4”.…………50,010 – 50,012мм

метка “5”…………50,012 – 50,014мм

метка “6”…………50,014 – 50,016мм

Диаметр коренной шейки коленчатого вала:

метка “0”…………45,998-46,000мм

метка “1”…………45,996 – 45,998 мм

метка “2”…………:45,994 – 45,996 мм

метка “3”.…………45,992 – 45,994 мм

метка “4”………….   45,990 – 45,992мм

метка “5”………….45,988 – 45,990 мм

л) Снимите пластиковые калибры.

7. Снимите крышку коренных подшип­ников и задний сальник коленчатого вала, проверьте масляный зазор ко­ренных подшипников.

а)
(2ZZGE) Выверните четыре проб­ки из крышки коренных подшипников.

б) Отверните 10 болтов (с шести­гранной головкой) крепления крыш­ки коренных подшипников.

в) Равномерно ослабьте и выверни­те 10 болтов крышки коренных под­шипников в показанной на рисунке последовательности.

Разборка блока цилиндров

г) При помощи отвертки снимите крышку коренных подшипников. Снимите пять нижних вкладышей подшипников коленчатого вала.

Разборка блока цилиндров

Примечание:

– Будьте осторожны, не повредите контактные поверхности блока цилиндров и крышки коренных под­шипников.

– Храните крышку коренных подшип­ников и нижние вкладыши коренных подшипников в соборе.

д) Снимите задний сальник колен­чатого вала.

е) Снимите коленчатый вал.

Примечание: храните верхние вкла­дыши подшипников коленчатого вала вместе с блоком цилиндров.

ж) Очистите все шейки и вкладыши подшипников коленчатого вала.

з) Проверьте все шейки и вкладыши подшипников коленчатого вала на на­личие точечной коррозии и царапин. При наличии рисок и задиров заме­ните вкладыши. При необходимости замените коленчатый вал.

и) Положите коленчатый вал в блок цилиндров.

к) Положите пластиковый калибр поперек каждой коренной шейки.

Разборка блока цилиндров

л) Установите крышку коренных подшипников в сборе.

– Равномерно, в несколько приемов затяните болты крепления крышки коренных подшипников в последо­вательности, показанной на рисунке.

Момент затяжки…………………..44 Нм

Разборка блока цилиндров

– Нанесите на болт метку.


(1ZZFE) Доверните болты на 90°.

Разборка блока цилиндров

1ZZ-FE

– (2ZZ-GE) Поверните болты на 45°, а затем окончательно доверните еще на 45°.

Разборка блока цилиндров

2ZZ-GE

– Убедитесь, что все метки повер­нуты на 90° относительно перво­начального положения.


(1ZZFE) Затяните остальные 10 болтов крышки коренных подшип­ников.

Разборка блока цилиндров

Примечание: не поворачивайте ко­ленчатый вал.

м) Снимите крышку подшипников коленчатого вала в сборе (см. шаги (б) и (в) выше).

н) Измерьте максимальную ширину сплющенного калибра, определив по ней величину радиального зазора.

Разборка блока цилиндров

Зазор в коренном подшипнике:

номинальный……….0,015 – 0,032 мм

максимальный…………………0,050 мм

Примечание: (1ZZFE) при использо­вании ремонтных вкладышей под­шипников зазор будет:

номинальный………..0,007 – 0,045 мм

максимальный………………..0,100 мм

Если зазор не соответствует номи­нальному, замените подшипники. Если необходимо, замените коленчатый вал. о) Замените вкладыш подшипника на вкладыш, имеющий такой же номер.

(1ZZFE) Если номер вкладыша подшипника не определен, то его можно определить путем склады­вания номера размерной группы, нанесенной на блок цилиндров, с номером размерной группы, нане­сенной  на коленчатый  вал  (см. таблицу   “(1ZZ-FE) Определение номера вкладыша коренного под­шипника”). Всего существуют четы­ре размерные группы вкладышей подшипников, имеющих обозначе­ние “1”, “2”, “3” и “4”.


(2ZZGE) Если номер вкладыша подшипника не определен, то его можно определить соотнеся номер размерной группы, нанесенной на блок цилиндров, с номером размер­ной группы, нанесенной на коленча­тый вал (см. таблицу “(2ZZ-GE) Оп­ределение номера вкладыша корен­ного подшипника” и пример ниже).

Разборка блока цилиндров

1ZZ-FE

Разборка блока цилиндров

2ZZ-GE

Таблица. (1ZZ-FE) Определение но­мера вкладыша коренного подшип­ника.

Блок цилин­дров (А) + коленчатый вал (В)0 – 23 – 56 – 89-11
Вкладыш подшипника“1”“2”“3”“4”

Пример: метка “4” (А) на блоке цилин­дров + метка “3” (В) на коленчатом валу = сумма “7”. Используемый вкла­дыш подшипника имеет метку “3”.

Диаметр постели коренного под­шипника в блоке цилиндров:

метка
“0“…………..52,000 – 52,003мм

метка “1”………….52,003 – 52,005 мм

метка “2”………….52,005-52,007мм

метка “3”………….52,007-52,010мм

метка “4”………….52,010-52,012мм

метка “5”…………..52,072 – 52,014мм

метка
“6”…………..52,014 – 52,076 мм

ремонтный U/S (0,25) (только для

1ZZ-FE)…………….52,000 – 52,016 мм

Диаметр коренной шейки коленчатого вала:

метка “0” ……………47,998 – 48,000 мм

метка “1” ……………47,996 – 47,998 мм

метка “2” ……………47,994 – 47,996 мм

метка “3” ……………47,992 – 47,994 мм

метка “4” ……………47,990 – 47,992 мм

метка “5” ……………47,988 – 47,990 мм

ремонтный U/S (0,25) (только для

1ZZ-FE) 47,745 – 47,755 мм

Толщина стенки вкладыша

(в центральной части):

1ZZ-FE:

метка “1”…………… 1,994 – 1,997мм

метка “2”…………… 1,998 – 2,000 мм

метка “3”…………… 2,007 – 2,003 мм

метка “4”……………2,004 – 2,006 мм

рем. U/S (0,25) 2,713 – 2,119 мм

2ZZ-GE:

метка “1”.…………… 1,989 – 1,992 мм

метка “2”.…………… 1,992 – 1,995 мм

метка “3”.…………… 1,995 – 1,998 мм

метка “4”.…………… 1,998 – 2,001 мм

метка “5” ……….……2,007 – 2,004 мм

п) Снимите пластиковые калибры.

8. Индикатором измерьте осевой за­зор коленчатого вала, перемещая по­следний “вперед – назад” с помощью отвертки,

Осевой зазор:

номинальный…………….0,04 – 0,24 мм

максимальный……………………0,30 мм

Если осевой зазор больше максималь­ного, замените упорные полукольца.

Толщина упорных

полуколец………………2,430 – 2,480 мм

Разборка блока цилиндров

9. Снимите коленчатый вал.

а) Поднимите коленчатый вал.

б) Извлеките верхние вкладыши ко­ренных подшипников и верхние упорные полукольца из блока ци­линдров.

Примечание: уложите коренные под­шипники и упорные полукольца в оп­ределенном порядке.

10.
(2ZZGE) Снимите масляные фор­сунки.

Таблица. (2ZZ-GE) Определение номера вкладыша коренного подшипника.

Метка блока цилиндровМетка коленчатого вала
012345
0111222
1112223
2122233
3222333
4233344
5333444
6334445

Пример: метка “4” блока цилиндров и метка “3” коленчатого вала дают метку “3” вкладыша коренного подшипника.

Похожие статьи

Оцените статью
Добавить комментарий