Регулировка углов установки колес производится для соблюдения правильной геометрии подвески относительно кузова и дороги. Нарушение углов установки колес приводит к нарушению управляемости и чрезмерному износу шин. Обычно регулируются следующие характеристики передних колес: развал колес, продольный наклон оси поворота и схождение (см. рис. 23.1 ).
Рис. 23.1. Углы развала, продольного наклона оси поворота колеса и схождения
А минус В = С (развал в градусах)
D = продольный наклон оси поворота колеса (выраженный в градусах)
Е минус F = схождение
(измеренное в миллиметрах)
G = схождение (выраженное в градусах)
На рассматриваемых моделях в эксплуатации регулируется только схождение и развал колес (передних и задних). Продольный наклон оси поворота только проверяется, чтобы выявить неисправности подвески или нарушение геометрии кузова.
Чтобы правильно отрегулировать углы установки колес, требуется сложное и дорогое оборудование. Эти задачи может выполнить только специалист, обладающий достаточным опытом. Далее приведены основные положения, помогающие понять процесс и облегчающие общение со специалистами СТО.
Схождение колес обычно определяется как разница между передним и задним расстояниями между ободами колесных дисков на высоте ступицы. При регулировке схождения ставится цель добиться параллельности плоскостей вращения колес. При нулевом схождении переднее и заднее расстояния между ободами колесных дисков равны. В реальности нормальным считается схождение, не превышающее нескольких миллиметров. Схождение передних колес регулируется отворачиванием или заворачиванием рулевых наконечников, изменяя общую длину рулевых тяг. Схождение задних колес регулируется эксцентриковой шайбой в передней части продольного рычага задней подвески. Нарушение схождения колес заставляет шины скрести дорогу, излишне истираясь.
Угол развала – угол, на который плоскость колеса отклонена от вертикали, если смотреть спереди автомобиля. Положительный развал – угол (в градусах), на который плоскость колеса отклонена наружу от вершины вертикали, отрицательный развал – угол (в градусах), на который плоскость колеса отклонена внутрь от вершины вертикали. Развал колес влияет на размер пятна контакта протектора шины с дорогой; назначение развала – компенсировать изменения в геометрии подвески при проходе автомобилем поворотов или при движении по пересеченной местности. Развал передних колес устанавливается специальными регулировочными болтами, которые изменяют положения стойки и поворотного кулака относительно друг друга. Развал задних колес регулируется кулачковой шайбой на внутреннем конце нижнего рычага подвески
Угол продольного наклона оси поворота – угол, на который отклонена ось поворота колеса от вертикали. Отклонение назад называется положительным, вперед- отрицательным.