Последовательность сборки автоматической и механической коробок передач

Как собрать коробку передач Rav 4

На автомобилях концерна Тойота устанавливаются все типы КПП. Наиболее часто поломки этого механизма вызваны износом деталей или неправильно подобранным маслом. Перед тем как собрать коробку передач, необходимо запастись инструментами и изучить сборочные схемы.

КПП

Разновидности КПП в автомобилях Toyota

Производители автомобилей Тойота ставят на свою продукцию все типы КПП:

  • механические;
  • автоматические;
  • роботизированные;
  • вариаторы.
Микроавтобусы, выпускаемые концерном, оснащаются только механическими коробками. Модели Auris, Corolla и Verso выпускаются с вариатором или 6-ступенчатой механикой.

На автомобили Тойота RAV 4, Land Cruiser Prado, Hilux, GT86 устанавливаются АКПП, МКПП и вариаторы. Toyota Camry, Venza, Highlander, Land Cruiser 200, Alphard оснащаются 6-ступенчатым автоматом. Разработчики компании все больше отдают предпочтение АКПП. Роботизированная коробка на последних моделях не используется.

Роботы

Эта разновидность сочетает удобство автоматической коробки и достоинства механики. Она имеет те же узлы, что и МКПП. Выжим сцепления и переключение скоростей выполняются не вручную, а сервоприводами под управлением электронных блоков.

Роботы

Преимущества робота:

  • плавное переключение скоростей;
  • небольшой расход горючего;
  • динамичность автомобиля на дороге;
  • возможность для водителя выбрать режим трансмиссии.

К недостаткам пользователи относят высокую стоимость ремонта, ненадежность конструкции и частые поломки при езде по бездорожью.

Вариаторы

Другое название – бесступенчатая коробка CVT. В основе механизма – гидротрансформатор, 2 шкива и соединяющий их ремень. Сдвигающиеся части шкивов выталкивают ремень, что приводит к увеличению их радиуса и передаточного числа. Гидротрансформатор блокируется после трогания автомобиля. Коробка управляется электронным блоком.

К достоинствам CVT водители и автоэксперты относят:

  1. Плавное переключение, движение без рывков и провалов.
  2. Экономичность.
  3. Высокую динамичность транспортных средств.

Вариаторы

Среди недостатков отмечают:

  1. Высокую стоимость обслуживания.
  2. Сложность механизма – на качество работы влияет большое количество датчиков.
  3. Неприспособленность к буксировке и езде по плохим дорогам.

КПП этого типа не подходит для больших автомобилей с мощными моторами.

Гидроавтоматы U-Серии

Этот тип АКПП состоит из 3 узлов – планетарного редуктора, системы гидравлического управления и гидротрансформатора. Крутящий момент передается от двигателя к коробке с потоком масла. Гидротрансформатор заменяет собой сцепление.
Гидроавтоматические коробки u-серии могут иметь 4, 5, 6 или 8 ступеней.

Гидроавтоматы U-Серии

Каждый механизм имеет маркировку из 5 знаков:

  1. Буква U или А – принадлежность к одному из подвидов.
  2. Номер поколения – чем больше цифра, тем «моложе» механизм.
  3. Количество скоростей.
  4. Модификация КПП.
  5. Технические особенности – тип управления, привод и другие.

Гидроавтоматы A-Серии

Коробки этого семейства ставятся на передне-, задне- и полноприводные автомобили. Они имеют от 3 до 10 ступеней, от автомата серии U отличаются электронным блоком управления.

Механическая коробка Toyota Vitz

Разные поколения модели Toyota Vitz снабжались несколькими типами коробок.

5-ступенчатая механика устанавливалась на:

  1. Первое поколение (с 1999 г. по 2001 г.).
  2. Второе поколение (с 2005 г. по 2009 г.).
  3. Третье поколение (2010-2017 гг.).

Коробка Toyota Vitz

С 2018 г. автомобиль выпускается с 6-ступенчатой МКПП.

Причины поломки

К факторам, вызывающим выход из строя МКПП автомобиля Toyota Vitz, относятся:

  1. Неправильное или неполное выключение сцепления.
  2. Неправильное переключение передач водителем.
  3. Загрязнение или механический износ блокировочных сухарей.
  4. Отвернувшиеся или слабо затянутые головки винтов системы.
  5. Использование неподходящего типа масла или несвоевременная его замена.
  6. Неправильная регулировка сцепления.
  7. Эксплуатационный износ синхронизаторов и их блокирующих колец.

Неисправности

Кроме того, поломки могут быть вызваны механическими повреждениями узлов коробки или смежных механизмов.

Возможные неисправности

Наиболее распространенные поломки МКПП Toyota Vitz:

  1. Не включается передача. Причиной может быть малое количество трансмиссионной жидкости или ее низкая плотность.
  2. Перегрев трансмиссии – определяется по запаху гари.
  3. Посторонние звуки (скрежет, шум, гул, жужжание) при переключении скоростей или в нейтральном положении – могут быть вызваны механическим износом или неправильно подобранной жидкостью.
  4. Выскакивание рычага переключения из передачи в нейтральное положение.
  5. Протечка жидкости – определяется по снижению уровня в коробке.
  6. Отсутствие отклика на переключение – машина не меняет скорость и число оборотов после изменения передачи. Причиной может быть сильный износ деталей.

Производитель рекомендует проверять уровень масла в коробке и менять его каждые 50 тыс. км.

Рекомендации по эксплуатации и обслуживанию

Продлить срок службы МКПП Toyota Vitz поможет соблюдение правил эксплуатации.

Производитель рекомендует:

  1. Переключать передачи на наибольших и наименьших рекомендуемых уровнях скорости. Между переключениями выдерживать паузы.
  2. Не ездить со скоростью выше 20 км/ч при выжатом сцеплении. Педаль нажимать быстро, а отпускать плавно, без пробуксовок.
  3. В холодное время года не оставлять машину на включенной передаче.
  4. Не переключать передачи во время поворота.

Рекомендации по эксплуатации

Коробку необходимо регулярно осматривать, очищать и проверять уровень масла в ней.

При замене жидкости следует выбирать марки, которые рекомендует производитель.

Сборка МКПП Toyota Vitz

Провести разборку и сборку механической коробки, диагностику и замену деталей можно самостоятельно. Для этого потребуются технические навыки и набор слесарного оборудования.

Необходимые инструменты и оборудование

Для самостоятельной сборки механической коробки потребуются слесарные инструменты:

  • несколько отверток разных размера и формы;
  • торцевые головки на 13 и 17 для откручивания болтов и гаек;
  • набор рожковых и накидных ключей – номера 10, 13, 17, 19 и 27;
  • динамометрический ключ;
  • удлинитель;
  • вороток;
  • приспособление для снятия стопорных колец;
  • пассатижи;
  • молоток и ударная отвертка.

Сборочные рисунки

При разборке МКПП, замене деталей и обратной сборке удобно пользоваться рисунками. Цифрами на схеме обозначены номера деталей. Пунктирными линиями на чертежах указаны детали, подлежащие соединению.

Сборочные рисунки

Порядок выполнения

Сборка коробки происходит на специально оборудованном месте. В производственных условиях эта операция проводится вне общей сборочной линии.

Последовательность шагов:

  1. Сборка деталей первичного вала.
  2. Установка промежуточного вала.
  3. Монтаж вторичного вала.
  4. Сборка крышки КПП.
  5. Установка механизма управления.

При монтаже картеров сцепления уделяют внимание установке подшипников. Необходимо правильно выставить зазоры между деталями шестеренок, промежуточного и ведомого валов. Синхронизаторы и шестерни должны перемещаться вдоль шлиц свободно и плавно.

Обращение в технический сервис

Если автовладелец не обладает нужными навыками, лучше провести диагностику и ремонт коробки передач в сервисном центре. Сертифицированные мастерские используют для работы компьютерное диагностическое оборудование и сканирующие устройства.
Некоторые центры имеют узкую специализацию – ремонтируют только КПП или берут в работу автомобили строго одной марки.

Обращение в технический сервис

В день обращения в центр проводится диагностика поломок, оговариваются объем работ и их стоимость. Для ремонта используются преимущественно оригинальные запчасти, расходные материалы и оборудование.

Автоматическая коробка передач Toyota Corolla

Автоматическая 4-ступенчатая коробка передач ставилась на автомобили Тойота Королла нескольких серий:

  1. С 8-го по 10-ое поколения, выпускавшиеся для России (1997-2010 гг.).
  2. Для японского рынка – с 4-го по 9-ое поколения (с 1979 г. до 2004 г).
  3. Для европейских стран – с 7-го по 9-ое поколения (до 2004 г).
  4. Для США – с 5-го по 11-ое поколения (с 1983 г. по наше время).

Особенности

Автоматическая коробка Тойоты Королла имеет слишком длинные верхние передачи. В силу этого машина разгоняется плавно, но вяло. По сравнению с классической МКПП она менее динамична.
У этой модели АКПП нет ручного режима, можно лишь ограничить диапазон используемых передач. Она не подходит для быстрой экстремальной езды с резким разгоном. При агрессивном характере вождения автомат требует более частой замены масла и расходных материалов.

Коробка передач Toyota Corolla

Автомобиль с автоматической коробкой имеет более высокую цену и расход топлива по сравнению с механикой. Обслуживание его также обойдется дороже, чем МКПП или робота.

Для людей с малым опытом вождения Тойота Королла с АКПП более безопасна, т. к. обеспечивает спокойную, плавную езду. Поэтому окончательный выбор зависит от стажа и характера вождения, привычек и желаний водителя.

Возможные причины поломки

Наиболее частые причины выхода из строя АКПП автомобилей Тойота:

  1. Агрессивный стиль вождения с резким стартом и пробуксовками. Это приводит к быстрому износу деталей.
  2. Ошибки при переключении скоростей. Перевод рычага из позиции D в N во время езды может привести к включению режима парковки или движения задним ходом.
  3. Избыток или недостаток трансмиссионного масла. Малое количество приводит к тому, что насос закачивает воздух, в результате диски сцепления стираются. Если система переполнена, масло вспенивается, внутренние узлы быстро сгорают.
  4. Езда по плохим дорогам с высокой скоростью. В этой ситуации повышается рабочая температура механизмов, из-за чего быстро выходят из строя сальники и уплотнители.
  5. Неграмотное вмешательство в проводку автомобиля при попытке установить магнитолу и др.

Причины поломки

Избежать поломок помогут спокойная плавная езда и своевременное обслуживание КПП.

Неисправности

Toyota Corolla признана одной из самых надежных машин концерна. При правильной эксплуатации и своевременной замене масла автоматическая коробка будет исправно служить много лет.
Наиболее частой поломкой АКПП у этой модели является выход из строя гидравлической плиты. В результате требуется замена соленоидов.

Среди других возможных неисправностей отмечают:

  • поломку кулисы;
  • протекание масла;
  • нарушения работы блока управления;
  • выход из строя клапанов гидравлического блока.

Внешними признаками поломки АКПП могут быть:

  • рывки и толчки во время движения;
  • посторонние звуки, скрежет в коробке;
  • невозможность переключения;
  • сообщение об ошибке на приборной панели.

Рекомендации

Чтобы обеспечить длительную бесперебойную работу АКПП Тойоты Королла, необходимо вовремя менять масло. Мастера рекомендуют делать это каждые 40 тыс. км пробега, повторяя слив 2-3 раза. Нужно придерживаться рекомендованных производителем марки и количества жидкости.

Рекомендации

Не рекомендуется буксировать неработающий автомобиль с автоматической коробкой: это выведет трансмиссию из строя. Для транспортировки автомобиля лучше воспользоваться эвакуатором.

Сборка АКПП Toyota Corolla

Автоматические коробки передач, установленные на Тойоте Королла, отличаются простотой и надежностью конструкции. Собрать и разобрать такой агрегат можно самостоятельно при наличии нужных инструментов и навыков.
Проводить сборку необходимо в чистом помещении хорошо вымытыми руками.

Инструменты и оборудование

Чтобы собрать агрегат, потребуется набор автослесарных инструментов и приспособлений. Автомобиль располагают над ямой или на подъемнике.

Для работы потребуются:

  • набор ключей и головок разного калибра;
  • отвертки плоские и крестообразные;
  • пластиковые емкости для сбора болтов и других мелких деталей;
  • вороток;
  • ударная отвертка и молоток.

Рисунки для сборки

Во время демонтажа коробки можно фотографировать каждый шаг. Это поможет правильно собрать агрегат. Если такой возможности нет, следует воспользоваться специально разработанными сборочными картинками.

Рисунки для сборки

Пошаговая инструкция

Перед сборкой все детали тщательно промывают.

Последовательность действий:

  1. Установить прокладки в последовательности, указанной на сборочных рисунках. Важно не перепутать их местами, чтобы избежать проблем при трогании машины.
  2. Установить новые фрикционы и резиновые кольца.
  3. Собрать узел переключения передач.
  4. Привинтить масляный насос.
  5. Установить на место блок управления.
  6. Поставить трансформатор.

Готовую коробку установить в автомобиль.

Обращение в автосервис

При обращении в автосервис нужно учитывать, что точное определение проблемы и стоимости работы возможно только после разбора автомобиля и его дефектовки.
Необходимо уточнить у мастеров, какие узлы и детали вышли из строя и будут заменены.

Этапы ремонта в сервисном центре:

  1. Первичный осмотр автомобиля и оценка состояния коробки.
  2. Демонтаж агрегата.
  3. Разборка и осмотр внутренних узлов и деталей.
  4. Замена вышедших из строя элементов. На этом этапе нужно согласовать, кто будет поставлять запчасти – владелец или сервисный центр.
  5. Сборка коробки.
  6. Обкатка на специальном стенде.
  7. Установка в автомобиль.
  8. Проверка работы ТС.

Чем выгоден самостоятельный ремонт КПП

Ремонт автоматической коробки передач своими руками позволяет сэкономить на услугах автослесаря, стоимости деталей и расходных материалов. В сервисных центрах запчасти и масло стоят больше, чем в автомагазинах. К тому же, приобретая и меняя их самостоятельно, владелец автомобиля будет уверен, что в коробке после ремонта стоят новые узлы и элементы.

Похожие статьи

Оцените статью
Добавить комментарий