Для любой коробки, будь то механика, автомат или робот, производителем рекомендована частота замены масла. Менять жидкость нужно, ведь поддержание рекомендованного объема не только обеспечивает правильную работу коробки передач, но и продлевает ей жизнь.
Какой объем масла должен быть в коробке передач
Объем указывается в инструкции для каждой индивидуальной КПП. Общая рекомендация: масло должно находиться на уровне нижнего края горловины для залива в механической коробке. Для автомата ориентироваться можно по указателю на щупе. Также рекомендуется проверять количество каждые 10 тыс. км для поддержания оптимальных условий работоспособности КПП.
Последствия дефицита масла
Недостаточное количество жидкости грозит попаданием воздуха в коробку передач, что приводит к вспениванию масла и серьезному ухудшению его свойств. В результате этого КПП начинает перегреваться и без своевременного вмешательства легко может выйти из строя.
Помимо этого, дефицит трансмиссионной жидкости способствует образованию в ней металлической стружки, из-за чего просто доливать масло нельзя — придется полностью заменить и его, и фильтр.
Чем грозит избыток масла
- На больших оборотах жидкость вытесняется из коробки. В лучшем случае лишнее масло вытечет через сапун, а в плохом — выдавит уплотнители. Это приведет к его полной потере, и коробку передач заклинит во время движения.
- Из-за избытка масло вспенивается и теряет частично свои свойства.
Внимание! Вспенивание неизбежно приводит к последующему дефициту трансмиссионной жидкости.
Как проверить масло по датчикам приборов
Раньше водители проверяли уровень жидкости перед поездкой щупом. В современных автомобилях эту функцию выполняют датчики уровня масла: ультразвуковой, емкостный, тепловой и поплавковый. Способ измерения у каждого типа датчиков свой, но принцип работы один и тот же: как только объем падает ниже нормального уровня, датчик подает сигнал водителю на приборную панель.
Особенности проверки
Количество жидкости в современных автомобилях проверяется двумя методами: «на холодную» (с непрогретой коробкой передач) и «на горячую». Точнее результат показывает измерение уровня в прогретой КПП. Холодная проверка подходит для механики при условии теплой погоды. Зимой, на морозе, показатели искажаются.
Коробки передач со щупом
Как правильно проверить уровень масла в коробке переключения передач со щупом:
- Припарковать авто на ровной поверхности и оставить включенным двигатель на нейтральной передаче или в режиме паркинга.
- Достать щуп из КПП, очистить его и протереть насухо, не оставляя ворсинок и прочих мелочей.
- Вставить его обратно на несколько секунд и извлечь еще раз. Уровень жидкости в нормальном состоянии должен быть между отметками Cold и Hot. Если он близится к одной из них, масло следует долить либо откачать.
- После всех операций вернуть щуп на место.
Проверить коробку переключения передач на неисправность можно по качеству масла. После проверки уровня вытрите белой ветошью щуп и оцените жидкость на цвет, запах и количество металлических частиц. Черный оттенок, запах гари, грязь или стружка на щупе свидетельствуют о возможных неисправностях.
Бесщуповые коробки передач
Для коробки передач без щупа необходимо поставить машину с разогретой КПП в горизонтальном положении над ямой и открутить сливную пробку поддона. Если ничего не произошло и часть жидкости не вылилась, значит, уровень ниже нормы. Но все же качество самостоятельного измерения без щупа ограничено, поэтому стоит воспользоваться услугами СТО.
Заключение
Регулярный контроль и поддержание уровня масла продлит качество работы и срок эксплуатации КПП. Учитывая стоимость ремонта и возможные проблемы при несоблюдении норм эксплуатации, выкроить время для проверки уровня или замены жидкости необходимо.