Разрешенная тонировка в 2021 году

Закон о тонировке Статьи

В сентябре 2020 г. Министерство транспорта привело стандартны тонировки в соответствие с современным ГОСТом (до этого правила регулировались документом от 1988 г.). Новый закон о тонировке повторяет действовавший ранее. Изменения касаются только нормативных документов, на которые даны ссылки в документе. Нормы остались прежними.

Закон о тонировке
В 2020 году вышли новые стандарты тонировки по ГОСТу.

Для чего нужна тонировка стекол

Тонировка снижает количество ультрафиолета, проникающего в салон автомобиля, гасит ослепляющий свет фар встречного транспорта и сохраняет обшивку салона от выгорания. Затемненные стекла сохраняют конфиденциальность водителя, при этом из салона автомобиля обеспечивается хороший обзор.

Пленка крепится без клея, поэтому не повреждает стекло. Тонировка улучшает износостойкость материала, принимая на себя микроцарапины. Но мнение о том, что затемнение повышает безопасность, ошибочное.

Современные стекла сделаны так, чтобы не рассыпаться на мелкие осколки при аварии. Лобовое не разбивается, а покрывается трещинами, боковые – разлетаются на мелкие осколки с округлыми краями, которые не могут ранить человека. Пленка не только не сдерживает осколки, но и может повлиять на изначальные характеристики стекол, их “поведение” при аварии.

Какая тонировка стекол разрешена

Производители применяют затемняющие смеси еще в момент изготовления стекол для автомобилей. В материал добавляют вещества, которые создают затемняющий эффект, или наносят вакуумное напыление, которое представляет собой тонкий металлический слой. Заводская тонировка является одной из самых долговечных, износостойких и качественных.

Все автомобили, которые официально выпускаются в России, поступают в продажу с разрешенной степенью затемнения. Производители учитывают требования закона и действующие нормы.

Недостаток заводской комплектации состоит в том, что автовладелец не может изменить степень защиты от солнца. Дополнительный слой снизит показатель пропуска света ниже разрешенного ГОСТом. Аккуратно снять пленку, нанесенную при изготовлении автомобиля, не получится.

Зеркальная

Зеркальная тонировка – это полимерная пленка с отражающей поверхностью. Коэффициент светопропускания материала составляет от 5 до 85%. Зеркальная в России запрещена для любых стекол транспортных средств.

Зеркальная
Зеркальная тонировка имеет специальное напыление.

Атермальная

Назначение атермальной пленки – не придать какой-либо оттенок материалу, на который она наносится, а снизить количество тепла, проникающего в салон. Стандартная пленка удерживает максимум 20% тепла. Эффективность энергосберегающей тонировки:

  • высокая – задерживает более 70% энергии (например, Crystalline 70, Crystalline 40);
  • средняя – 60-70% (SunTek CXP 80, LLumar AIR 80);
  • низкая – 40-60% (“хамелеон”, тонирующая пленка с карбоновым слоем).
Атермальная
Атермальная тонировка снижает количество тепла, проникающего в салон.

Атермальные пленки легальны, если незначительно влияют на то, сколько света проходит в салон ТС.

Например, Crystalline 90 – это полностью прозрачная пленка, которую можно устанавливать на лобовое и боковые стекла переднего ряда.

Допустимая тонировка стекол по ГОСТу

В приложении 7.3 “Основных положений по допуску ТС к эксплуатации…” приведен список неисправностей, при наличии которых нельзя ездить на автомобиле. Среди прочих присутствует такой пункт – “…покрытия, ограничивающие обзор с места водителя”. Разрешается наклеивать пленки, если после этого светопропускание стекол автомобиля будет соответствовать ГОСТу.

Тонировка стекол по ГОСТу
Тонировка автомобиля должна соответствовать ГОСТу.

Эксперты двояко трактуют законодательную норму, причем не в сторону автовладельцев. Например, генеральный директор испытательного центра Юрий Пархоменко отмечает, что наклеивание пленки считается изменением конструкции, что запрещено, если рассматривать вопрос с технической стороны. Чтобы безопасно изменить светопропускную способность, нужно заказывать новые стекла (затонированные при производстве) специально под свою модель автомобиля.

Правила тонировки лобового стекла на автомобиле

Лобовое стекло может задерживать не более 25% света. В верхней части допускается прозрачная цветная пленка, максимальная ширина которой – 140 мм. Такая полоса эффективно защищает водителя от солнечных лучей и ослепляющего света фар встречного транспорта.

Изначальная светопропускная способность составляет примерно 95% (100% достижимы только в лабораторных условиях). Со временем материал мутнеет от микроцарапин, количество проходящего света снижается до 90%. Учитывая заводское затемнение и особенности материала, нанести тонер на лобовое стекло, оставшись в рамках установленных законом правил, практически невозможно.

Тонировка боковых стекол первого ряда

Передние стекла должны пропускать не менее 70% солнечного света. Это значит, что максимальная степень тонировки – 30%.

Тонировка боковых стекол первого ряда
Максимальная степень тонировки боковых стекол первого ряда составляет 30%.

Допустимая тонировка заднего стекла

Требования по степени тонировки заднего стекла отсутствуют.

При желании можно заклеить его полностью непрозрачной пленкой, и это не будет нарушением действующего законодательства.

Правила тонировки задних боковых стекол

Светопропускная способность боковых стекол заднего ряда не измеряется сотрудниками полиции. Допустимо любое затемнение.

Как проверяют тонировку стекол автомобиля

Контроль светопропускаемости осуществляется инспекторами ГИБДД с использованием специальных приборов – тауметров с маркировкой “Тоник”, “Блик”, “Блик+”, “Свет”.

Перед замером водитель имеет право:

  • осмотреть все датчики, которые крепятся на автомобиль, на предмет отсутствия посторонних деталей, пленок, загрязнений;
  • ознакомиться с действующим сертификатом;
  • проверить, опечатан ли прибор.

Рейды полиции чаще всего проходят летом. В это время подходящие условия для измерения тонировки.

Измерения разрешается проводить только при соблюдении следующих условий:

  • давление – 86-106 кПа;
  • относительная влажность – 40-80%;
  • температура воздуха – 15-25 градусов по Цельсию.
Проверяют тонировку
Тонировку стекол автомобиля проверяют тауметром.

Время суток не влияет на показания прибора.

При несогласии с показаниями прибора водитель вправе требовать повторный замер в присутствии двух понятых. Если какие-либо показатели внешней среды не соответствуют нормам, штраф можно оспорить.

О каких нюансах нужно знать

Тауметр показывает не процент тонировки, а светопропускную способность стекол. Например, если на экране высвечивается цифры 85, то степень затемнения составляет 15%, что соответствует ГОСТ 5727-88.

Измерение нужно проводить в 3 разных точках. Если сотрудник полиции замерял уровень тонировки только в 1-2 участках и данный факт подтвержден документально или зафиксирован на видео, то процедуру можно считать недействительной.

Штрафы за неправильную тонировку

За тонировку стекол, не соответствующую правилам ГОСТа, привлекают к административной ответственности по ст. 12.5 КоАП. Сумма штрафа – 500 руб. В течение 10 дней от даты, указанной на постановлении, предоставляется скидка 50%.

Штрафы
За неправильную тонировку привлекают к административной ответственности.

При игнорировании водителем необходимости уплаты штрафа или при повторной проверке (если нарушение не устранено) положен штраф в размере 1000 руб. или арест на 15 суток.

Арест и повторный штраф могут быть назначены только судом. Юристы отмечают, что если нарушитель попадает в суд впервые, то его штрафуют, а если водителю регулярно поступают подобные обвинения или есть другие штрафы, то возрастает вероятность попадания под арест.

Способы избежать штрафа за тонировку

Вместо штрафа можно получить только предупреждение. Для этого водителю нужно дать согласие на устранение нарушения на месте. Если снять тонировочную пленку не получится, сотрудник полиции составит постановление и выдаст предписание на устранение нарушения с установленным сроком.

Оспорить штраф можно в следующих случаях:

  • измерение выполнено неправильно;
  • погодные условия во время замера не соответствовали ГОСТу;
  • прибор неисправен (например, отсутствует пломба).

Нарушения должны быть зафиксированы на видео или подтверждены показаниями свидетелей.

Дополнительные вопросы и ответы на них

Законы часто меняются, поэтому водители продолжают интересоваться всем, что касается разрешенной тонировки.

Разрешена ли тонировка стекол в России

Полного запрета на тонировку автомобильных стекол в России нет. Запрещена только зеркальная пленка, атермальную можно наносить, придерживаясь норм ГОСТа. Так, для лобового стекла должна быть обеспечена светопропускная способность в 75%, для боковых переднего ряда – 70%. Требований к допустимому уровню тонировки задних стекол нет.

Тонировка стекол
Запрета на тонировку стекол в России нет.

Как определить уровень тонировки

Светопропускная способность автомобильных стекол проверяется на ТО. Чтобы самостоятельно определять уровень тонировки в любое время, можно купить специальный прибор (тауметр стоит около 30 тыс. руб.).

Есть способ проще и дешевле. Для измерения примерного показателя светопропускной способности понадобятся смартфон с камерой, белый лист картона и графический редактор. Пошаговая инструкция:

  1. Расположить белый картон за стеклом так, чтобы верхняя граница окна приходилась на середину листа. Картон нужно повернуть так, чтобы освещение было равномерным.
  2. Открыть фото в графическом редакторе, например Adobe Photoshop.
  3. Добавить размытие, чтобы убрать шумы матрицы, сделать фотографию черно-белой.
  4. В двух точках по обе стороны от верхней границы стекла измерить значения цвета.
  5. Составить пропорцию, чтобы получить светопропускаемость. Яркость картонки нужно взять за 100%.

Точность этого способа не сравнится с профессиональными измерительными приборами, но позволит сформировать общее представление об уровне тонировки.

Отнимут ли у водителя номера, если он нарушил требования ГОСТа

До 15 ноября 2014 г. сотрудники ГИБДД имели право снимать номера за нарушение требований ГОСТа. Необходимость в этом отпала, потому что владельцам машин еще в 2013 г. разрешили получать дубликаты государственных номеров без согласования с автоинспекцией.

Несмотря на то что лишиться номерных знаков за тонировку больше нельзя, при многочисленных нарушениях и отказе выплачивать штраф у водителя могут отобрать удостоверение на срок от 3 месяцев. Также предусмотрено наказание в виде ареста до 15 суток и повторного штрафа.

Когда отменят все ограничения

Депутаты от разных партий практически ежегодно направляют на рассмотрение Госдумой законопроекты, отменяющие штрафы за нарушение норм ГОСТа, которые касаются изменения светопропускной способности автомобильных стекол.

Авторы инициатив подчеркивают, что тонировка не влияет на безопасность управления автомобилем. Наоборот, такое изменение уменьшает нагрузку на климатическую систему, потому что за счет пленки летом в салоне автомобиля дольше сохраняется прохлада, а зимой – тепло. В тонированном автомобиле водитель и пассажиры лучше защищены вредного от ультрафиолетового излучения и ослепления фарами встречного транспорта.

Похожие статьи

Оцените статью
Добавить комментарий