Жесты и сигналы регулировщика ПДД

avto-remont-toyota.ru Статьи

Сигналы регулировщика плохо поддаются запоминанию, поскольку с ним приходится сталкиваться крайне редко. Задача упрощается, если систематизировать сведения и найти в них некоторую логику. Также хорошо способствует запоминанию инструкция в виде стихотворения.

Кто такой регулировщик ПДД и зачем он нужен

Регулировщик – это сотрудник ДПС, военный или работник дорожной службы, управляющий движением на перекрестке. На нем должна быть форменная одежда с соответствующим обозначением.

Регулировщик
Регулировщик управляет движением на перекрестке.

Сотрудник ДПС приступает к выполнению своих обязанностей в следующих случаях:

  1. Светофор не работает из-за поломки или отсутствия электричества.
  2. Ввиду экстренных ситуаций на данном участке. В ним относятся проезд кортежа высокопоставленного лица, дорожно-транспортная авария, необходимость для разгрузки перенаправить потоки нетрадиционным способом, в т.ч. вопреки средствам организации дорожного движения.

Команды регулировщика главенствуют над сигналами светофора и знаками приоритета («Уступи дорогу», «Главная дорога» и пр.). Он подает их следующим образом:

  • рукой;
  • указателем (жезлом или диском со светящимся элементом либо светоотражателем).

Перед новой командой может привлекать внимание свистком.

Стандартные жесты регулировщика на дороге

Под жестами понимают положение рук сотрудника ГИБДД. Они бывают 2 видов:

  • стандартные;
  • дополнительные.

Первые прописаны в официальном документе – правилах дорожного движения (п. 7). Они являются основными.

Стандартную жестикуляцию легко усвоить, т.к. позиций всего 3:

  1. Обе руки опущены вдоль тела или разведены Т-образно. Вариация – указатель прижат к груди.
  2. Правая вытянута вперед, левая – направлена вдоль тела вниз либо поднята влево горизонтально.
  3. Левая смотрит вниз, а вторая тянется вверх.

Трактовок намного больше. Они зависят от категории лиц, участвующих в движении и их ориентации относительно фигуры инспектора.

Предупреждающие

Поза с поднятым вертикально указателем (жест №3) предписывает всем остановиться в ожидании новой команды. Разрешается двигаться только следующим категориям:

  1. Выехавшим на перекресток.
  2. Вынужденным применять экстренное торможение для остановки.
Предупреждающий сигнал регулировщика
Жест, предписывающий всем остановиться в ожидании следующей команды.

Разрешающие

При Т-образном положении рук (жест №1) безрельсовый транспорт, находящийся сбоку от сотрудника ГИБДД, едет прямо или направо. Во втором случае водитель пропускает пешехода, даже если на проезжей части нет зебры.

К безрельсовому транспорту относятся:

  • автомобили;
  • мотоциклы;
  • автобусы;
  • троллейбусы;
  • велосипеды.

Поза с указывающей вперед правой рукой (жест №2) является разрешающей для следующих представителей безрельсового транспорта:

  1. Находящихся слева от инспектора (с их точки зрения указатель повернут налево). Позволено перемещаться в любом направлении: прямо, вправо, влево, с разворотом назад. Выполняя поворот, водитель пропускает пешеходов.
  2. Находящихся перед инспектором (жезл направлен на них). Разрешен поворот направо.

Запрещающие

Жест №1 является запрещающим для безрельсовых транспортных средств, стоящих напротив груди и спины постового. Команда аналогична красному сигналу светофора. Для стоящих справа аналогичное значение имеет жест №2.

Жесты для трамваев

Для рельсового транспорта, т.е. трамвая, значения поз сводятся к следующему: можно двигаться из рукава в рукав инспектора. При этом нужно помнить: если тот опустил левую руку, вы имеете право считать ее отведенной в сторону горизонтально.

Таким образом, при жесте №1 трамвайные вагоны, к которым постовой повернут боком, могут ехать только прямо. Расположенные перед грудью и за спиной – стоят.

При жесте №2 движение позволено:

  1. Стоящим слева от постового – налево, т.е. в направлении, указанном жезлом.
  2. Стоящим перед постовым (указатель указывает на них) – вправо.

Жесты регулировщика для пешеходов

Если постовой изобразил жест №1, пешеходам разрешается переходить проезжую часть перед его грудью и за спиной, т.е. идти вдоль вытянутых в стороны рук. Данное право не зависит от наличия пешеходного перехода.

При исполнении жеста №2 пересекать проезжую часть можно только за спиной у регулировщика.

Дополнительные жесты регулировщика

Кроме стандартных сигналов, постовой может выполнять следующие вспомогательные действия:

  1. Вращать указатель перед грудью. Это требование ускориться для водителей справа и слева.
  2. Резко опустить руку вниз и указать налево. Требование завершить поворот направо.
  3. Показать на автомобиль и следом – на место у обочины. Требование остановиться.

Также сотрудник ДПС может жестикулировать произвольно с целью подсказать маневр водителю при затруднениях с правильной трактовкой стандартных сигналов. Например, показать жезлом на автомобиль и следом – направление, куда тому нужно ехать («ты – сюда»). Или делать махи, как бы помогая потоку машин («проезжай быстрее»).

Как запомнить все жесты регулировщика

Выучить сигналы постового можно несколькими способами. В советских автошколах все правила сводили к 2 пунктам:

  1. Безрельсовый транспорт может двигаться только в том случае, если на него указывает любая рука инспектора. При этом не разрешается пересекать воображаемые линии, являющиеся продолжением рук постового. Исключением является право на разворот для автомобилей, находящихся слева от инспектора при жесте №2.
  2. Трамваи едут «из рукава в рукав».

Есть и другие методы запоминания.

Визуальные картинки

Регулировщика с вытянутыми в стороны руками (жест №1) можно представить клапаном шарового крана. Значит, он пропускает поток вдоль линии рук.

Другой способ запоминания – найти в сигналах некоторую логику. Например:

  1. Во всех случаях движение из-за спины постового запрещено. Значит, можно сформулировать такую зависимость: нельзя ехать, когда сотрудник ДПС тебя не видит и не может проконтролировать.
  2. Прямо на грудь ехать тоже нельзя во всех случаях. Только вправо, если на вас указывают жезлом.
Для лучшего запоминания рекомендуется воспроизвести выученные правила, рисуя схемы.

Полезно пользоваться следующим обучающим материалом:

  1. Видеороликами на YouTube и сайтах, посвященных изучению ПДД.
  2. Специальными игровыми приложениями. В ходе игры дается подробное описание каждой команды. Затем для закрепления пройденного материала программа моделирует ситуации на дороге и предлагает пользователю найти верное решение.

Стихотворения

Еще один легкий и эффективный метод – выучить стихи-запоминалки. Так, значение жеста №1 выражают следующие строки:

  1. Для стоящих спереди и сзади постового: грудь и спина – для водителя стена.
  2. Для находящихся по сторонам: боком встал, руки в карманы – едешь прямо и направо.
Правила в стихах
Правила в стихах.

Стихи для жеста №2 (с пояснениями):

  1. Для стоящих перед постовым. Видишь, палка целит в рот – делай правый поворот. Подразумевается, что инструмент сотрудника ДПС направлен на машину.
  2. Для находящихся справа. Указатель смотрит вправо – ехать не имеешь права.
  3. Для расположенных слева. Если жезл направлен влево, поезжай, как королева. Имеется ввиду возможность перемещения в любом направлении.

Поговорка для усвоения жеста №3: палка вверх устремлена – всем стоять велит она.

Присказка для пешехода: я стою к тебе лицом – потерпи, будь молодцом.

Дети изучают ПДД
В ходе игры жесты регулировщика запоминаются гораздо лучше.

Таблица для запоминания жестов

Правила следования указаниям регулировщика воспринимаются яснее, если свести их в таблиц

Конечности раскинуты в стороны либо опущены вниз

Таблица сигналов регулировщика_1

Положение руки с указателем

Таблица сигналов регулировщика_2

Последствия нарушений

Игнорирование сигналов работника ДПС приравнивается к нарушению ПДД. Инспектор составит на водителя протокол и тот будет привлечен к административной ответственности по ст. 12.12 КоАП РФ. Она предусматривает штрафы за выезд за стоп-линию – 800 руб. Величина наказания за прочие нарушения зависят от их повторяемости:

  • первое за 12 месяцев – 1000 руб.;
  • повторное в течение года – 5000 руб.

Кроме того, нарушителя могут лишить прав на срок от 4 до 6 месяцев.

В отношении пешеходов применяют более мягкие меры, поскольку те за редким исключением не знают ПДД. В основном сотрудники ГИБДД ограничиваются предупреждением. Но у них есть право выписать штраф в размере до 500 руб.

Дополнительная информация

Водителю, забывшему значения действий постового, надо удержаться от паники. Работник ГИБДД не преследует цель устроить экзамен для водителей – его задача состоит в организации потоков и предотвращении пробок. Обнаружив замешательство со стороны владельца транспортного средства, он понятными движениями рук подскажет правильное действие.

При необходимости можно опустить стекло и переговорить с инспектором, объяснив, например, что вам нужно развернуться. В большинстве случаев сотрудник идет навстречу и подает нужный сигнал.

Те, кто забыл значения сигналов и не находится в первом ряду, могут повторять действия впереди стоящего транспорта.

Недоумение
Если не знаешь, что делать, посмотри на впереди стоящего.

При расшифровке сигналов постового нужно учитывать, что разрешение выполнить поворот относится только к тем, кто находится в соответствующей полосе (раздел 8 ПДД).

Регулировщик имеет право принуждать к действиям, противоречащим правилам. Например, направить автомобиль под «кирпич» или потребовать остановиться под знаком «Остановка запрещена». Оштрафовать за выполнение его требований не могут. Но в остальных случаях разметка и прочие атрибуты организации дорожного движения имеют силу. Указания сотрудника ДПС главенствуют только над сигналами светофора и указателями приоритета.

Похожие статьи

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector