Емкость аккумулятора

1. Емкость аккумулятора можно измерить несколькими спосо­бами, зависящими от его конструкции.
Емкость обычно пропорциональна суммарной площади пластин, поэтому аккумуляторы набираются из нескольких тонких пластин вместо двух толстых плюса(+) и минуса(-). Важен уровень электролита – он не должен быть ниже верхнего края активных пластин. Со временем происходит сульфатация пластин, уменьшающая их активную площадь, а следовательно, и емкость.

2. Способ определения емкости зависит от того, какую именно характеристику мы хотим знать. Если, например, нам хотелось бы знать, как долго аккумулятор может давать ток 25 А при не работающем двигателе, то нужно определить остаточную емкость. Однако, самой важной функцией аккумулятора в автомобиле является прокрутка стартера в течение сравнительно короткого периода. После запуска двигателя все потребители на автомобиле могут питаться от генератора. Для того, чтобы владелец мог оценить это качество аккумулятора, ему нужна характеристика холодного пуска.

Наконец ампер-часовая характеристика показывает, какой ток может давать аккумулятор в течение заданного промежутка времени. Рассмотрим эти характеристики более подробно.

Характеристикой холодного пуска является ток, который аккумулятор может дать при температуре -18°С
в течение заданного промежутка времени пока напряжение на клеммах аккумулятора не упадет до минимального уровня. К сожалению, существует несколько стандартов, которые задают это время и минимальное напряжение – BS (Английский стандарт), DIN (Немецкий стандарт) и SAE (Общество автомобильных инже­неров):

СтандартДлительностьКонечное напряжение
BS60
секунд
8.4 В
DIN30
секунд
9.0 В
SAE30
секунд
7.2 В

Наибольшее число дает стандарт SAE, поэтому важно сравнивать аккумуляторы в одном стандарте.

Немецкие аккумуляторы маркируются 5-цифровым номером изготовителя, затем следуют: номинальное напряжение, емкость в ампер-часах и ток холодного пуска, например:

00111  12V 60Ah ЗООА

Остаточная емкость определяется как время в минутах, за которое напряжение аккумулятора упадет до 10.5 В при токе разряда 25 А при температуре + 25°С.

Ампер-часовая емкость показывает, какое количество энергии в ампер-часах можно получить от полностью заряженного акку­мулятора, пока напряжение в его секциях не упадет до 1.8 В (или до 10.8 В – для 12-вольтового аккумулятора).

Интенсивность разряда при определении этой характеристики определяется временем разряда – 20-часовой или 10-часовой режим (в настоящее время применяется преимущественно 20 – часовой режим разряда).

Например, можно ожидать, что аккумулятор емкостью 50 Aч(ампер-часов) будет в течение 20 часов давать ток 2.5 А, пока напряжение на его клеммах не упадет до 10.8 В. Если разряжать аккумулятор током, например, 5 А, то теорети­чески его разряд будет длиться 10 часов (5 А х 10 ч = 50 Ач). На самом деле в этом режиме аккумулятор разрядится быстрее, примерно за 8.6 часа.

Ампер-часовая характеристика позволяет также рассчитать время заряда аккумулятора.

Например, полностью разряженный аккумулятор емкостью 50 Ач теоретически можно зарядить током 5 А за 10 часов, однако к.п.д. заряда не равен 100%, поэтому расчетную емкость надо несколько увеличить, скажем, в 1.3 раза. Тогда для заряда упомянутого аккумулятора током 5 А потребуется 13 часов, что более реально.

3. Емкость аккумулятора зависит от температуры. С повышением температуры емкость увеличивается в связи с тем, что ускоряются химические процессы и электролит легче проходит через поры сепараторов к пластинам.

Похожие статьи

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector