Японские автомобили Тойота Хайлюкс в большинстве случаев в России, представлены с дизельными и турбодизельными двигателями. В таких силовых агрегатах установлены специальные свечи накаливания, которые облегчают пуск машины в холодную погоду. От свечей зажигания они отличаются тем, что не дают искру, а вместо этого оснащены обычным электронагревательным тэном. Когда автомобиль начинает плохо заводиться даже при слабых отрицательных температурах окружающей среды, то в первую очередь следует проверить данные детали. Чаще всего их износ становится причиной плохого “холодного” пуска. И при выявлении неисправности свечи накаливания подлежат замене.
Что такое свечи накаливания в дизельных двигателях
Свечи накаливания или, как их ещё называют, калильные выполнены в виде нагревательной спирали и резистора. Наконечник стержня накаливания опускается в камеру сгорания цилиндров. Кончик находится в области завихрения рабочей смеси, которое создают форсунки.
Включение нагревательных элементов начинается с поворота ключа зажигания в положение 2, то есть предшествует самому зажиганию. При этом на приборной панели должен загореться символ в виде спирали, который уведомляет водителя о нормальной работе накаливающей системы. Если этот символ при повороте ключа загорается и резко гаснет, значит, агрегаты дают сбой и требуют диагностики или замены. Лампочка должна гаснуть через 2-5 секунд после включения, тем самым давая понять, что элементы нагрелись до нужной температуры.
Когда дизельный автомобиль работает нормально, в цилиндрах мотора горючее воспламеняется самостоятельно. Из-за воспламенения в момент впрыска форсунками воздуха с температурой 700-900 градусов в положении сжатого поршня искры уже не требуется, в отличие от обычных двигателей внутреннего сгорания, .
Данный узел больше служит в предпусковом этапе зажигания. Без него запуск двигателя был бы либо очень трудным и сильно изнашивал бы детали или вообще невозможным при внешней температуре ниже -5 градусов Цельсия. Нагрев этих элементов повышает качество условия для образования рабочей смеси. Уже при температуре ниже +5 градусов Цельсия дизельное топливо испытывает трудности с испарением, и воздух в смеси становится скудным для образования толкающей поршни энергии.
Замена свечей накаливания в Toyota Hilux
Детали расположены непосредственно в верхней части двигателя, поэтому нет необходимости в подъёме автомобиля на домкрате или подъёмнике. Порядок замены свечей таков:
- Начинается с демонтажа пластиковой накладки интеркулера (это охладитель наддувочного воздуха – деталь, выполненная в виде теплообменника радиаторной системы). Крышка прикреплена 5 болтами.
- Снимается интеркулер путём откручивания трёх болтов.
- С интеркулера демонтируются патрубки, идущие от турбины (4 болта).
- Отключается вакуумный датчик.
- Отсоединённую трубку, идущую от турбины, закрывают от попадания внутрь инородных предметов, влаги и грязи. Достаточно надеть и закрепить пакет.
- Под пластмассовыми колпачками жёлтого цвета расположены предполагаемые для диагностики или замены приспособления. Однако для удобства работы с деталями необходимо отсоединить патрубок рециркуляции газов и дроссельной заслонки.
- Демонтируется воздушный патрубок от впускного коллектора, который прикрепляется одним винтом.
- От блока цилиндров и дроссельной заслонки отсоединяется трубка ЕГР (системы рециркуляции выхлопных газов).
- Снимается дроссель и открывается доступ к высоковольтному узлу.
- Чтобы достать элементы, необходимо снять защитные пластмассовые колпачки и отсоединить электрическую шину, которая даёт заряд на детали.
- Выкручиваются старые запчасти и устанавливаются новые. Важно не перетягивать элементы в момент закручивания. У них есть определённый уровень погружения кончика стержня в камеру сгорания. Лучше всего закручивать на уровне момента затяжки, который регламентируется заводом-производителем. Это позволит правильно установить деталь, не сломав при этом её либо посадочное место, и соблюсти все регламенты для нормальной работы силового агрегата. Отсутствие должного крутящего момента приведёт к потере компрессии и перегреву двигателя. В среднем элементы затягиваются с усилием 15-20 Нм.
Система собирается в обратном порядке. Важно хорошо закрепить каждый крепёжный элемент, а все детали и патрубки установить до упора на своих посадочных местах. Не до конца прикреплённые детали во время эксплуатации могут отсоединиться и привести к преждевременной поломке узлов.
Обязательно чистятся колодцы и резьбовые соединения.
Справка! Существует вероятность неправильно установить СН, изменив геометрию резьбы или вовсе сломать её. В первую очередь это правило касается керамических запчастей.
После снятия дроссельной заслонки стоит обратить внимание на её состояние. Она должна быть чистой, без нагара и прочих отложений. Если внутри дросселя виден толстый слой из закоксованного угля, значит, в двигателе есть неполадки, которые нужно установить и устранить. В противном случае загрязнение может привести к серьёзной и дорогостоящей поломке ДВС. Чаще всего такой нагар в дросселе образуется из-за низкого качества дизельного топлива и неправильной работы системы ЕГР.
Если воздушную заслонку ещё можно быстро очистить вручную, так как она снимается и легко моется, то с отложениями внутри впускного коллектора дело обстоит сложнее. В таком случае придётся снимать впускной коллектор и прочищать его. А это уже совсем другой объём работы, последовательность этапов которой регламентируется отдельно.
Проверка свечи накаливания
Существует несколько способов проверки работоспособности подогревающего элемента:
- «на искру»;
- лампочкой;
- проверка аккумулятором;
- с помощью мультиметра.
Во время проверки «на искру» запчасть устанавливается в двигатель, и от неё отсоединяется подающий высоковольтный кабель. При этом используется другой подающий провод длиной не менее 1 метра. Один конец устанавливается на плюсовой клемме аккумулятора, а другим касаются центрального электрода СН. Исправная деталь будет давать мощную искру. Слабо разогревающийся элемент даст еле заметный разряд.
Проверка с помощью лампочки заключается в припаивании к источнику света двух проводов: один касается клеммовых выводов детали (питающий высоковольтный провод двигателя предварительно отсоединяется), второй прикрепляется к клемме «+» аккумулятора. Если лампочка загорается, значит, обрыва в системе накаливания нет и СН исправна.
Во время проверки аккумулятором запчасть прижимается центральным электродом к плюсовой клемме АКБ, а проводком от минусовой клеммы касается клеммы СН. Исправная деталь в таком случае нагреется в течение 2-5 секунд. Однако при таком способе проверки придется выкрутить все элементы и проверить каждый из них.
Внимание! Есть риск получить ожог, если действовать неаккуратно.
Проверка мультиметром – самый современный и информативный способ установить работоспособность узла. Детали прозваниваются даже при нахождении на своих местах. Регулятор на тестере устанавливается в соответствующее положение. Провод машины, подающий ток на электрод, отсоединяется. Плюсовой щуп тестера цепляется за электрод, а минусовым касаются корпуса свечи. Если значения на мониторе прибора не меняются, значит, есть обрыв сети.
Замена свечей накаливания в Toyota Hilux d4 не представляет сложности. Важно соблюсти последовательность действий и работать аккуратно. В соответствии с регламентом производителя эти детали меняются каждые 60-100 тысяч километров пробега. Всё зависит от частоты использования машины, постоянной загруженности и условий эксплуатации. Максимальный срок службы СН – 160 тысяч километров пробега. Проверять эти детали лучше перед каждой дальней поездкой. А если уже возникала ситуация, когда машина не завелась с первого раза, это говорит о необходимости диагностировать неполадки и, возможно, заменить узел.