Как происходит контроль состояния автомобиля?

1. Большинство датчиков для сигнализации состояния систем автомобиля выполнены по типу выключателей, срабатывающих при достижении параметром установленного уровня.

Если при срабатывании датчик контактного типа разрывает свои контакты, то система контроля может трактовать это состояние как обрыв цепи и подать сигнал неисправности. Для преодоления этого противоречия контакты датчика зашунтированы постоянным сопротивлением, так что при разрыве контактов цепь не прерывается (см. Рис. 2.15).

Для работы в среде топлива и масла применяются датчики других типов. Так, для сигнализации о низком уровне топлива используют герметичные магнитоуправляемые контакты (герконы) с катушкой или постоянным магнитом. Для контроля уровня масла используют датчик с нагреваемым проводом.

 

Как происходит контроль состояния автомобиля?

Вместо сигнала “включено-выключено” предпочтительнее использовать сигнал “малое сопротивление – большое сопротивление”. Этоисключает неправиль­ную трактовку выключенного состояния как обрыв цепи. Эта идея неоднократно встречается в конструкциях различных датчиков, описанных в данной главе. Разомкнутым контактам соответствует большое сопротивление Rs+ R. Замкнутым контактам соответствует малое сопротивление R.

Рис. 2.15. Датчик контактного типа.

2. При включении зажигания все сигнальные лампочки на панели будут гореть в течение 5 секунд для проверки исправности самих лампочек и их цепей. Через 5 секунд лампочки погаснут, если все контролируемые системы исправны. Если в какой-либо из цепей обнаружена неисправность, система контроля переводит сигнальную лампочку в мигающий режим. Лампочка будет мигать сериями по 40 секунд с небольшими паузами.

Как осуществляется контроль за неисправностью световых приборов?

3. Для контроля за исправностью лампочек осветительных приборов используются герконы. На Рис. 2.16
изображена схема с герконом, управляемым внешней катушкой. Если контролируемая лампа горит, проходящий через нее ток возбуждает катушку геркона, контакты замыкаются и сигнальная лампочке тоже зажигается.

Как происходит контроль состояния автомобиля?

Рис. 2.16. Схема индикации неисправности лампы на основе геркона.

Вариацией на эту тему является использование геркона с двумя катушками, намотанными в противоположных направлениях. Контролируемыми являются две одинаковые лампы, например, габаритные фонари. Ток на каждую из ламп проходит через свою катушку. Пока горят обе лампы, магнитные потоки катушек взаимно уничтожаются и контакты геркона остаются разомкнутыми. При перегорании одной из ламп магнитный поток одной из катушек прерывается, и оставшаяся катушка замыкает контакты геркона, в результате чего сигнальная лампочка загорается.

Как осуществляется контроль за износом тормозных колодок?

4. Схема имеет несколько вариантов, один из которых показан на Рис. 2.17. На глубине, соответствующей предельной толщине накладки 2 мм, заделана проволочная петля. Когда износ достигает этой глубины, конец петли стирается и цепь прерывается. В этот момент к сопротивлению контрольной цепи 180 Ом последовательно добавляется сопротивление 1200 Ом. Увеличение сопротивления с 180 до 1380 Ом
воспринимается блоком управления как сигнал к включению лампочки не приборной панели.

 

Как происходит контроль состояния автомобиля?

Рис. 2.17. Датчик износа тормозных колодок.

Как работает датчик уровня жидкости – поплавковый выключатель?

5. Поплавковые датчики
– самые дешевые из датчиков, предназначенных для измерения уровня жидкости.

На Рис. 2.18 показана конструкция такого датчика с поплавком, к рычагу которого прикреплен небольшой магнит. В верхней части

бака укреплен геркон. Когда бак полон и поплавок находится вверху, магнит оказывается вблизи геркона и своим магнитным полем замыкает контакты. По мере опускания поплавка магнитное поле в области геркона ослабевает и наступает такой момент, когда магнит не в состоянии будет удержать контакты в замкнутом состоянии.

При размыкании контактов сопротивление датчика скачком возрастает с 180 до 1380 Ом. Для блока управления это является сигналом к включению лампочки на панели приборов.

Как происходит контроль состояния автомобиля?

Как происходит контроль состояния автомобиля?

Рис. 2.18. Поплавковый датчик уровня.

Как работает датчик уровня жидкости – емкостной датчик?

6. В стенку бачка охлаждающей жидкости заделаны два не изолированных металлических электрода, образующих обкладки конденсаторе. К обкладкам подведен переменный ток очень невысокого напряжения, но высокой частоты. Пока контакты погружены в жидкость, сопротивление конденсатора велико, но стоит жидкости опуститься ниже уровня заделки электродов, как сопротивление резко падает в связи с тем, что диэлектрическая проницаемость воздуха выше, чем жидкости. Уменьшение сопротивления конденсатора блок управления воспринимает как сигнал к включению лампочки на приборной панели.

Как работает датчик уровня жидкости – щуп с нагреваемым проводом.

7. В стержень масляного щупа заделан проволочный резистор сопротивлением 7 … 8 Ом. Резистор расположен ниже уровня масла в поддоне. Снаружи щуп, как и обычный, имеет метки MIN и МАХ (см. Рис. 2.19). Сверху из щупа выходят два провода, идущие к блоку управления, измеряющему сопротивление, зависящее от температуры.

Как происходит контроль состояния автомобиля?

Рис. 2.19. Щуп с нагреваемым проводом.

При включении зажигания блок управления начинает подавать в щуп ток силой около 0.25 А
короткими импульсами длительностью около 2 секунд. Если резистор находится ниже уровня масла, тепло быстро отводится маслом. Если же уровень масла опустится ниже резистора хотя бы на 3 мм, тепло не будет отводиться маслом и резистор нагреется за время пропускания тока до более высокой температуры. При этом сопротивление резистора увеличится за счет положительного температурного коэффициента, блок управления почувствует это изменение и включит сигнальную лампочку.

Надежность работы этого датчика во многом определяется качеством контактов, поэтому в случае неисправности прежде всего проверьте разъем на отсутствие грязи и окисления.

 

Похожие статьи

Оцените статью
Добавить комментарий