1. У аккумулятора есть внутреннее сопротивление, но оно для свинцово – кислотных аккумуляторов очень мало, если аккумулятор в хорошем состоянии. Именно по этой причине аккумуляторы такого типа незаменимы в автомобилях, где требуется очень большой ток для прокрутки стартера.
2. На Рис. 5.18 показана схема аккумулятора с эквивалентным внутренним сопротивлением. Простые арифметические вычисления показывают, что если, например, внутреннее сопротивление аккумулятора составляет 0.05 Ом, то при холостом напряжении аккумулятора 12 В и токе нагрузки 10 А
напряжение на клеммах = 12 – внутреннее падение аккумулятора напряжения = 12 – (10 х 0.05) = 11.5В
Приведенная ниже таблица показывает зависимость напряжения на клеммах аккумулятора от тока нагрузки.
Холостое | Ток нагрузки | Внутреннее | Напряжение |
напряжение | падение | на клеммах | напряжения |
12В | 10А | 0.5 В | 11.5В |
12В | 20 А | 1.0 В | 11.0В |
12В | 50 А | 2.5 В | 9.5 В |
12В | 100 А | 5.0 В | 7.0 В |
Примечание: В примере рассмотрен аккумулятор не лучшего качества. Новый хороший аккумулятор емкостью 50 Ач имеет внутреннее сопротивление примерно 0.005 Ом при нормальной температуре.
3. Внутреннее сопротивление складывается из нескольких локальных сопротивлений, а именно, между электродами и электролитом, сопротивления самих электродов и внутренних соединений, а также сопротивления электролита ионному потоку (ионы – это частицы, движущиеся в электролите и несущие положительный или отрицательный заряд).
Рис. 5.18 Внутреннее сопротивление аккумулятора
Кроме того, внутреннее сопротивление зависит от степени заряженности и температуры электролита. В разряженном аккумуляторе внутреннее сопротивление больше, чем в заряженном. Разработчик может повлиять на внутреннее сопротивление только изменив активную площадь пластин. Аккумулятор с большей площадью пластин (а следовательно, и с большей емкостью) имеют меньшее внутреннее сопротивление.
4. Со временем внутреннее сопротивление аккумулятора растет. В какой-то момент аккумулятор достигает такого состояния, когда он оказывается уже не в состоянии вращать стартер со скоростью, необходимой для запуска двигателя. Это означает конец жизни аккумулятора.