1. Реле применяют для включения и выключения цепей, по которым течет большой ток, затрачивая при этом для управления ток значительно меньшей сипы (см. рис. 1.12). Типичным примером является цель включения стартера, который потребляет ток в несколько сотен ампер. В данном случае провода, соединяющие стартер с аккумулятором, должны быть толстыми и короткими, чтобы максимально снизить в них потери. По этим причинам их невозможно протащить к какому-нибудь выключателю в салоне. Реле решает эту проблему, поскольку его можно расположить в непосредственной близости от аккумулятора, а управлять им можно из салона с помощью тонкого гибкого провода любой длины.
2. Хорошо известно, что магнитное поле притягивает любой железный предмет, оказавшийся поблизости. Это явление используется в электромагните, в котором железный сердечник притягивается магнитным полем, если через катушку возбуждения пустить ток. Движением железного сердечника или якоря можно замкнуть или разомкнуть электрические контакты, которые дальше можно использовать в различных целях, о которых мы поговорим ниже.
Рис. 1.12. Принципиальная схема реле.
3. Простейшее реле изображено на рис. 1.13. Якорь этого реле удерживается в верхнем положении с помощью плоской пружины. При подключении катушки к источнику напряжения через катушку начинает течь ток, создающий магнитное поле. Якорь при этом притягивается к катушке, преодолевая сопротивление пружины, и замыкает контакты некоторой внешней электрической цепи. При отключении управляющей катушки магнитное поле исчезает, и якорь под действием пружины возвращается в исходное положение, размыкая контакты. Реле такого типа широко используются в электрооборудовании автомобилей.
4. Соленоид – это несколько иной тип исполнительного устройства. Его действие основано на том, что железный сердечник, помещенный в катушку, по которой проходит электрический ток, стремится занять в этой катушке среднее положение (см. рис. 1.14). Силы, с которой якорь соленоида втягивается в катушку, оказывается достаточно, чтобы, например, ввести в зацепление шестерню стартера с зубчатым венцом маховика, да еще и включить контакты, которые могут передать большой ток.
Рис. 1.13. Электромагнитное реле.
Рис. 1.14. Схема стартерного соленоида.