1. Ограниченная мощность динамомашин и иного электротехнического оборудования, имеющего в своей основе постоянные магниты, объясняется тем, что такие магниты имеют слабое магнитное поле. Решение состоит в создании электрических магнитов, представляющих собой железный сердечник с намотанной на него катушкой из провода.
2. Постоянный ток, проходящий по проводам катушки, индуцирует в сердечнике магнитное поле, подобное полю обычного магнита со следующими различиями:
а) напряженность магнитного поля электромагнита можно регулировать (в определенных пределах) путем изменения силы тока в катушке;
б) магнитное поле исчезает при отключении катушки.
3. На рис. 1.11 показана схема электромагнита и график изменения напряженности его магнитного поля с изменением тока в катушке. Обратите внимание на то, что начиная с некоторого уровня тока напряженность магнитного поля, перестает расти пропорционально току – это явление называют насыщением железного сердечника.
Рис. 1.11. Электромагнит.
4. Электромагниты находят широкое применение в электрооборудовании автомобилей, в частности в генераторах и электродвигателях. Преимуществом использования электромагнитов в этих устройствах является возможность регулировать характеристики электромашин путем изменения тока в катушках. Применительно к электромашинам (моторам и генераторам) электромагниты называют полюсами, а проволочные катушки – обмотками.