У полноприводных автомобилей множество достоинств: хорошая управляемость, маневренность, комфортная езда в плохую погоду и по бездорожью. Но когда машина выезжает на привычный, местами ровный асфальт, полный привод уже не нужен, а двигатель, трансмиссия и их элементы продолжают работать с повышенной нагрузкой, уменьшая свой срок службы. Для решения этой проблемы и изобрели хабы или муфты свободного хода. Что же это такое, какова его конструкция и как снять хаб на примере Toyota Hiace?
Что такое хаб
Обладатели отключаемого полного привода могут спросить, зачем нужно это устройство, если можно отключить передний привод без него? Отключить-то можно, но многие элементы переднего привода продолжат двигаться вместе с колесом по инерции, вследствие чего:
- увеличивается износ деталей;
- растет расход топлива;
- автомобиль теряет в скоростных качествах.
Чтобы это не происходило, существуют хабы – устройства, которые полностью отключают колеса от переднего моста и трансмиссии, экономя ресурсы железного коня.
Принцип работы и виды
Хаб состоит из корпуса, двух шлицевых втулок – подвижной и ведущей, в последнюю входит ШРУС. При включенном хабе подвижная втулка цепляет корпус к ведущей, приводя тем самым передний привод в работу. Соответственно, при выключенном корпус свободно вращается вокруг ведущей втулки, а передний привод не работает. Существует 3 вида муфт:
- Ручная. Долговечный вариант, полностью исключающий непроизвольное включение или выключение. Для смены режима работы придется покинуть салон, чтобы переключить флажки муфты в требуемое положение.
- Автоматическая. Включается кнопкой или рычагом. Для изменения режима при включении достаточно перевести машину в режим полного привода и немного проехать вперед. При выключении – отключить полный привод и проехать несколько метров в обратную сторону. Единственный минус: из-за сложности конструкции менять автоматический придется чаще ручного.
- Механическая автоматическая. Включаются автоматически при подаче крутящего момента на переднюю ось.
Как снять хаб на Toyota Hiace
Хабы придется менять. Ручные по сроку службы сопоставимы трансмиссии и «живут» порядка 7 лет, автоматические меняются чаще. Процесс снятия не таит особых сложностей, хотя подводные камни имеются. В качестве примера был выбран автомобиль Toyota Hiace 2001 года выпуска. Алгоритм действий:
- Поставить машину на ровную горизонтальную поверхность и приподнять на домкрате.
- Открутить колесо и снять тормозной механизм.
- Отвинтить 2 болта, которые держат суппорт.
- Снять диск со ступицы, сняв 2 винта с помощью отвертки.
- Убрать крышку с центра муфты и вывернуть гайку.
- Открутить болты крепления хаба и снять его.
Возникают ситуации, когда после правильно выполненных процедур муфта отказывается покидать свое место. Распространенное решение проблемы – обстучать корпус по бокам и смазать хаб ВД-40. В некоторых моделях также существует проблема с силиконовой накладкой, перед снятием ее придется разорвать.
Заключение
Снять муфту свободного хода несложно, и после снятия не должно возникнуть проблем с установкой замены – достаточно повторить процедуру в обратном порядке. Какой вид муфты выбрать – решение индивидуальное, все зависит от финансов и желания/нежелания менять привод своими руками. Нужны ли они вообще? Хабы экономят топливо, увеличивают скоростные и ресурсные показатели автомобиля. Стоимость одного хаба бразильской или японской фирмы составит 10-15 тысяч рублей, частой замены он не требует, а значит, лучше заменить и чувствовать себя спокойнее.