Линейка силовых агрегатов 3ZR-FE представлена 4-цилиндровыми бензиновыми двигателями с 16-клапанным ГРМ. Серия поступила на рынок в 2007 г. и производится японским концерном Toyota до сих пор.

На какие автомобили Toyota ставят 3ZR-FE
Агрегаты Тойота 3ZR-FE устанавливают на несколько моделей автопроизводителя. Эти силовые установки выделяются большим ресурсом и умеренным расходом топлива.
Corolla E150
2-литровый агрегат появился на переднеприводной модели Corolla в 2007 г. Мотор оснащен комплексом изменения фаз газораспределения Dual VVT-i. На некоторых рынках его обозначают как 3ZR-FBE.
Corolla E170
Двигатель Короллы Е170 отличается от моделей 1ZR и 2ZR увеличенным до 97,6 мм ходом поршня. Другие характеристики идентичны – двойная VVTi, мощность 143 л.с. (есть модели с повышенной до 151 л.с. форсировкой).
RAV4 4 (XA40)
На вторичном рынке кроссовер можно найти с 2-литровым силовым агрегатом мощностью 146 л.с. По заявлениям владельцев, мотор способен работать до 250 тыс. км пробега без поломок и особых вмешательств.
Avensis 3 (T270)
Впервые японские инженеры установили 3ZR-FE на Avensis в 2009 г. Двигатель благополучно используется и в новых среднеразмерных авто в кузове седан или универсал.
Другие модели
Кроме того, мотор можно встретить на следующих моделях автоконцерна Тойота:
- Allion.
- Noah.
- Premio.
- Voxy.
- Wish.
Характеристики двигателя 3ZR
Технические спецификации силового агрегата зависят от 2 систем:
- Dual VVT-i – газораспределительного комплекса с 2 распределительными валами (по одному для клапана впуска и выпуска).
- Valcematic – системы управления составом топливно-воздушной смеси (используется на двигателях с маркировкой 3ZR-FAE.
В моторе установлен цельнолитый блок с 4 цилиндрами (под каждый отведено по 4 клапана). В качестве основной схемы используется DOHC. Блок выполнен из ударопрочного алюминия, а гильзы чугунные.
Заявленный в техническом паспорте объем двигателя составляет 1986 куб. см, т.е. 2.0 л. Мощность, в зависимости от модификации, – 142–158 л.с., а вращательный потенциал – 194 Нм при 3900 об/мин.
Мотор может работать на бензиновом топливе марок АИ-92 и АИ-95. Количество смазывающей смеси в силовой установке равно 4,2 л. Производители заявляют об эксплуатационном ресурсе в 250 тыс. км.
Конструкция двигателя
В двигателях серии 3ZR-FE установлен легкосплавный блок, который оснащен открытым охладительным контуром. Гильзы интегрированы в алюминиевую поверхность, а их наружная часть обладает характерной неровностью. Это обеспечивает надежную фиксацию элементов и положительно влияет на отвод тепла. Между цилиндрами находится стенка толщиной 7 мм.
Коленвал оборудован 8 противовесами с шейками уменьшенной ширины, что уменьшает потери. На блоке зафиксирован крупный литой картер, который используется в качестве поддона для масла.
Поршни изготовлены из легких сплавов и обладают Т-образной конфигурацией.
Двигатель имеет вертикальное расположение в подкапотном пространстве, что упрощает его обслуживание или ремонт в случае выхода из строя.

Статья по теме: Двигатели Тойота
Расход топлива
Силовой агрегат японского производства выделяется умеренным расходом топлива.
Если учитывать показатели Toyota RAV4 с полноприводной платформой и вариативной трансмиссией, то потребление бензина в разных режимах езды выглядит следующим образом:
- Эксплуатация в городском цикле – 9,4 л/100 км.
- Езда по шоссе – 6,4 л/100 км.
- Смешанный режим передвижения – 7,5 л/100 км.
Мотор 3ZR-FA, который используется на Тойоте Авенсис, с идентичным объемом и вариативной коробкой передач, выдает такие показатели:
- Городской режим – 9,2 л/100 км.
- Трасса – 5,7 л/100 км.
- Смешанный цикл – 7,7 л/100 км.
Среди достоинств двигателя выделяют его экономичность. При этом точный расход топлива напрямую зависит от массы автомобиля и стиля вождения.
.jpg)
Модификации двигателя Toyota 3ZR
Силовой агрегат Тойота 3ZR представлен в 3 модификациях. Наибольшей популярностью пользуется базовый вариант 3ZR-FE.
3ZR-FE
Первый в линейке двигатель с обозначением 3ZR-FE оборудован 2 распредвалами для клапанов. Его мощность составляет 143 л.с.
3ZR-FAE
Модернизированная модификация FAE имеет комплекс Valmatic. Электронная система постоянно анализирует особенности режима езды и подстраивает длину ходу клапанов впуска.
Также она отвечает за подбор оптимального состава топливно-воздушной смеси, исходя из нагрузок. Мощность 3ZR-FAE – 155 л.с. Другие различия от предыдущего мотора отсутствуют.

3ZR-FBE
Силовые установки серии FBE способны работать на биотопливе. Запас мощности составляет 151 л.с. Двигатель можно встретить на Тойоте Королле для бразильского автомобильного рынка.
Статья по теме: Двигатель внутреннего сгорания 3L
Слабые места двигателя Тойоты
Основные негативные качества мотора перешли от предыдущей линейки 2ZR.
В их числе:
- Увеличенный расход топлива при агрессивном стиле вождения. При умеренном разгоне, плавном переключении передач и выдерживании средних оборотов проблема не проявляется.
- Шумная работа. При повышенных нагрузках двигатель становится достаточно шумным.
- Подтекание помпы. В процессе эксплуатации этот элемент силовой установки изнашивается, из-за чего образуются подтеки.
- Вибрация на холостом ходу. У агрегатов с пробегом более 200 000 км проблема ощущается достаточно сильно.
Среди фактических сложностей, с которыми сталкиваются автовладельцы, фигурируют:
- Трудности капитального ремонта силового агрегата.
- Растяжение цепи ГРМ, что способствует повышению шумности (проблема решается после установки нового механизма).
- Сложности с заводкой на холодную, а также стук в ГРМ (важно ответственно подходить к выбору топливной смеси, а также вовремя проводить замену технических жидкостей и фильтров).
- Появление провалов при старте (чтобы избавиться от неприятного явления, необходимо обнулить электронный блок управления).
- Загрязнение топливных фильтров некачественным топливом.
- Выход из строя гидрокомпенсаторов из-за использования неподходящего масла.
- Повреждение уплотнительных манжет на клапане.
Чтобы продлить срок службы агрегата, необходимо правильно его обслуживать и не подвергать перегрузкам.
Тюнинг двигателя 3ZR
При желании повысить мощность насосного оборудования, уменьшить сопротивление и оптимизировать продувку цилиндров не стоит ожидать особых улучшений в работе агрегата.
Чтобы получить видимые изменения, необходимо прошить электронный блок, модернизировать головку блока путем расширения каналов расточкой, а еще обновить комплекс форсунок.
В автомастерских такие действия называют портингом, или портированием. После проведения мероприятий мощность агрегата будет повышена на 15–20 л.с.
Монтаж компрессора S14 с форсунками от 2ZZ-GE позволит получить форсировку в 180 л.с.

Установка турбины
Применение турбины Garret GT28 вместе с новыми форсунками, прошитым электронным блоком управления, модернизированным топливным насосом и выхлопной системой, позволит улучшить производительность двигателя до 300 л.с.
Однако подобные изменения негативно повлияют на ресурс установки и приводят к преждевременному износу важных узлов. Поэтому подобная модернизация не оправдывает себя.