Автомобили Toyota в России пользуются огромной популярность. За счет великолепной надежности, простоте и экономичности. Все эти качества инженеры заложили в двигатель 4A-FE. Даже рядовой автомобилист мог с легкостью исправить большинство его неисправностей. В данной статье подробно рассказывается о ДВС Toyota 4A-FE.
История создания
Силовой агрегат 4A-FE относится к серии двигателей «А» и является четвертой модификацией. Японским инженерам необходимо было разработать современный более экономичный и технологичный двигатель на Toyota Tercel. И им это удалось. Производство новых, великолепно сконструированных моторов, с чугунным блоком и новой системой DOCH стартовало в 1982 году и продолжалось вплоть до 2002. Много моделей Toyota были оснащены этим прекрасным двигателем.
Фото 4A-FE на Toyota Corolla Spacio
Характеристики 4A-FE
Тип топлива | Бензин (92/95) |
Количество клапанов | 16 (DOCH) |
Объем | 1.587 литр (1.6) |
Максимальная мощность | 110 л.с (при 5600 об/мин) |
Максимальный крутящий момент | 145 HM (при 4400 об/мин) |
Тип питания | Инжектор |
Расположение цилиндров | Рядное |
Количество цилиндров | 4 |
Привод ГРМ | Ремень |
Система зажигания | Трамблер с одной катушкой |
Блок цилиндров | Чугунный |
Ход поршня | 77 мм |
Диаметр цилиндра | 81 мм |
Степень сжатия | 9.5 – 10 |
Масса двигателя | 154 кг |
Коленчатый вал | Чугунный |
Экологический класс | Евро-4 |
Объем масла | 3-3.7 литр |
Тип охлаждения | Жидкостное принудительное |
Расход топлива (город, трасса, смешанный) | 10-11/100 км 8/100 км 9-10/100 км |
Коробка передач | Автоматическая механическая |
Ресурс (заявленный) | 300 000 км |
Статья по теме: Двигатель внутреннего сгорания 3L
Техническое устройство
Рядная четверка, по четыре клапана на цилиндр (всего их 16). Блок отлит из чугуна, гильзовка невозможна из-за технических особенностей. ГБЦ отлита из алюминиевого сплава. Установлено два распредварительных вала (DOCH), в движение приводятся ременной передачей. Характерная черта силового агрегата «4A-FE» – клапана не гнуться при обрыве ременной передачи.
Важно! Зажигание осуществляется трамблером с одной катушкой зажигания ( на старых моделях стояло по две катушки).
Чугунный блок цилиндров 4A-FE
Модификации
В серии моторов 4A масса модификаций. Самая первая карбюраторная модификация – «4A-C». Её мощность составляет 90 л.с. Toyota разработала версии как для европейского, так и для австралийского покупателя. Они имели следующие маркировки: «4A-L», «4A-LC», «4A-E», «4A-ELU» и «4A-F». Количество лошадинных сил варьировалось от 78 до 100. На этом, конечно, изменения не заканчиваются. С течением времени, появлялось все больше модификаций, например инжекторные модификации:
- Первая модель с маркировкой «4A-FE Gen 1» имела электронный впрыск топлива (инжектор). Мощность составляла 100 л.с. Выпускалась с 1987 по 1993 года;
- Во второй модели «4A-FE Gen 2» поменяли шатуно-поршневую группу на более современную. В распредвал внесены небольшие конструкционные изменения. Лошадинные силы поднялись до 110;
- Третья модификация с приставкой Gen 3, мало чем отличалась от предыдущей. Мощность возросла всего на 5 л.с (115 л.с);
- Далее выпускался мотор «4A-FHE», с усовершенствованными агрегатами конструкции.
- Компания Toyota совместно с Yamaha разработали новую модификацию «4A-GE». А за время производства модель улучшалась пять раз:
Маркировка | Мощность (л.с) |
4A-GE Gen 1 | 124 |
4A-GE Gen 2 | 125 |
4A-GE Gen 3 | 128 |
4A-GE Gen 4 | 160 |
4A-GE Gen 5 | 165 |
Автомобили на которые устанавливали силовой агрегат 4A-FE
Модель | Кузов | Годы выпуска |
Avensis | AT220 | 1997-2000 |
Carina | AT171/175/190 | 1984-1996 |
Carina || | AT171 | 1987-1992 |
Carina E | AT190 | 1992-1997 |
Celica | AT180 | 1989-1993 |
Corolla | AE92/95/101/104/109/111/ 114 | 1988-2002 |
Corolla Ceres | AE101 | 1992-1998 |
Corolla Spacio | AE111 | 1997-2001 |
Corona | AT175/190/210 | 1988-2002 |
Sprinter | AE95/101/104/109/111/114 | 1989-2002 |
Sprinter Carib | AE95/111/114 | 1988-2001 |
Sprinter Marino | AE101 | 1992-1998 |
Conquest | AE111 | 1993-2002 |
Geo Prizm | На базе Toyota AE92 | 1989-1997 |
Toyota Carina AT171
Статья по теме: Двигатели Тойота
Toyota Corona AT210
Положительные и отрицательные качества ДВС 4A-FE
- Плюсы:
- Надежность. Японские инженеры настолько хорошо сконструировали этот мотор, что даже при небольшом объеме он выдает относительно большую мощность. При этом не теряя в надежности;
- Запчасти. Найти необходимую запчасть по хорошей цене — не составит труда;
- Экономичность. Расход топлива большинства модификации не превышает 10 /100 км (только на полностью исправном);
- Простота конструкции. За это многие автомобилисты и полюбили этот двигатель. Обслуживание и ремонт можно выполнить самостоятельно.
Минусы и частые поломки (причины):
- Система LeanBurn. Позволяет экономить топливо в пробках. Но правильно работает эта система только в Японии, так как бензин там намного качественнее российского. С нашим топливом на средних оборотах происходит сильное падение мощности. Из-за чего автомобили, оснащенные такой системой- в России использовать крайне проблематично. А исправить это невозможно;
- Стук. Появляется из-за сильного износа поршневых пальцев на большом пробеге. Так же, слегка нарушенные тепловые зазоры клапанов могут стать причиной стука;
- Большой расход масла. Вызван особенностями конструкции (сам производитель отмечает возможный расход до 1 литра на 100 км). Для снижения расхода можно заменять маслосъемные колпачки и поршневые кольца;
- Увеличение расхода топлива. Причиной этой неприятности могут быть: вышедший из строя датчик лямбд-зонд или датчик абсолютного давления (черный дым из выхлопной трубы и нагар на свечах), засорившийся топливные форсунки (сопровождается при одновременной вибрации и большим расходом);
- Мотор глохнет сразу после запуска. Стоит провести диагностику всей топливной системы и зажигания;
- Двигатель не запускается. Вышел из строя температурный датчик;
- Плавают холостые обороты. Возможно, засорились: свечи, дроссельная заслонка, форсунки, вентиляция картерных газов. Или сломался датчик холостого хода.
Обслуживание
Хоть и двигатель 4A-FE является очень надежным — без своевременного обслуживания он быстро придет в негодность. Заводские интервалы ТС:
1) Замена масла и фильтра каждые 10 000 км (5W-30, 10W-30, 15W-40, 20W-50);
2) Каждые 20 000 км менять воздушный фильтр;
3) После 30 000 км необходимо менять свечи зажигания и регулировать клапана, провести диагностику вентиляции картерных газов;
4) Фильтр топлива меняется раз в 40 000 км;
5) Диагностика системы охлаждения проводится каждые 50 000 км, с обязательной заменой антифриза;
6) На 100 000 км провести проверку впускного и выпускного коллекторов. При необходимости заменить ремень ГРМ.
Тюнинг
Модернизация двигателя 4A-FE — дело почти бесполезное. Он практически не поддается тюнингу, в лучшем случае, удается снять 140 л.с. Но для этого необходимо поменять половину агрегатов мотора и поставить турбонаддув, при этом сильно снижается ресурс. Намного лучше для тюнинга подходит модель 4A-GE. Выпускался заряженный 240сильный турбированный вариант. Вот перечень возможных доработок для атмосферного мотора:
- Установка спортивных распредвалов (увеличена фаза открытия клапана);
- Форсунки и топливный насос большей производительности;
- Расточить впускные и выпускные каналы;
- Расточка под клапана большего диаметра, прошлифовать ГБЦ.
Вывод
Двигатель 4A-FE от Toyota – великолепно сконструированный мотор, с большим заложенным ресурсом и экономичным расходом. Наверное, являющимся одним из лучших от марки Toyota. Не смотря на возраст, автомобили марки Toyota, до сих пор эксплуатируются с этим двигателем. Особенно в России и других стран СНГ.