1 Перед началом обследования поршней и шатунов их нужно очистить от грязи и нагара, отмыть, снять старые кольца.
Примечание. При капитальном ремонте двигателя поршневые кольца подлежат безусловной замене.
2 Аккуратно разожмите кольца над поршнем и снимите их вверх. Будьте внимательны – поршневые кольца хрупкие и острые, при излишнем растягивании могут сломаться и поцарапать поршень или порезать руки. Применение двух-трех плоских щупов облегчит работу и не даст кольцам упасть в пустые канавки поршня и поцарапать еще пригодные поршни (см. рис. 15.2).
Рис. 15.2. Аккуратно разожмите кольца над поршнем и снимите ик вверх
Третье (маслосъемное) кольцо содержит расширитель.
3 Соскребите с днища поршня все следы нагара. Ручная проволочная щетка или кусок наждачной бумаги помогут удалить основную часть нагара.
4 Удалите нагар из канавок поршня, используя старые кольца или их обломки. Удаляйте только нагар, не снимайте металл и не царапайте канавки. Берегите руки – надевайте перчатки.
5 Закончив чистку поршней, отмойте ке – • росином или другим подходящим растворителем поршни/шатуны, высушите их как следует. Убедитесь в том, что отверстия для пропуска масла в канавках поршней и смазочные отверстия в шатунах не забиты нагаром (см. рис. 15.5).
Рис. 15.5. Проверьте и, при необходимости, прочистите отверстие для прохода масла в корпусе шатуна
6 Если поверхность цилиндра не повреждена существенно и блок не требует расточки (или замены гильз), можно установить прежние поршни. Терпимый износ поршня выглядит как равномерные вертикальные залысины на трущейся поверхности и легкое ослабление посадки верхнего компрессионного кольца в канавке поршня. При сборке двигателя уважающие свой труд механики всегда устанавливают новые поршневые кольца.
7 Тщательно осмотрите поршни – у бобышек, на юбке и в перегородках поршня не должно быть трещин.
8 Проверьте поршни на отсутствие за – диров на трущихся поверхностях, прогаров днища и перегородок. Если поршень имеет задиры или раковины, возможно, двигатель перегревался и/или сгорание топлива было неверным, что вызывало особо высокие температуры в камере сгорания. В таких случаях нужно проверить системы охлаждения и смазки. Прогары по юбке поршня говорят о том, что кольца не уплотняли зазор поршень/цилиндр. Прогары днища поршня говорят о возможной неверной установке зажигания, момента впрыска, работе двигателя с детонацией. Если есть вышеуказанные проблемы, причина должна быть устранена, иначе двигатель скоро снова выйдет из строя. Эти причины в бензиновых двигателях могут быть вызваны переобеднением смеси из-за подсасывания воздуха на впуске, неправильной установкой зажигания и неисправностью в системе рециркуляции отработавших газов. Виноваты могут быть и неисправные форсунки.
9 Коррозия поршня в форме питтинга говорит о проникновении охлаждающей жидкости в камеру сгорания и, возможно, в картер. Эти неполадки нужно устранить, или же они останутся и в восстановленном двигателе.
10 Если у вас появились какие-либо сомнения относительно состояния поршней и шатунов, обратитесь к профессионалам в специализированную мастерскую. Они. произведут необходимые проверки и замеры. При необходимости приобретения новых поршней/колец они помогут подобрать ремонтные размеры, а также произведут расточку (если это возможно) или хонингование цилиндров.