Замечания по обслуживанию генератора постоянного тока

1. Для периодического обслуживания генератор следует снять с двигателя.

2. Осмотрите коллектор – в случае появления сколов и канавочного износа коллектор можно отремонтировать, если повреждения не слишком велики. Иногда бывает достаточно протереть коллектор бензином и прочистить изоляционные промежутки. Возможно, что коллектор требует шлифовки мелкой стеклянной бумагой. Однако, если коллектор обожжен круговым огнем, его следует проточить на токарном станке.

3. Изолирующие промежутки между ламелями коллектора должны быть углублены примерно на 1 мм. Обычно это делают с помощью ножовки, зубья которой при необходимости могут быть сточены с боков наждачным кругом (см. рис: 3.79). Эту операцию надо выполнять очень аккуратно, чтобы удалить все выступы изолятора. Для выполнения этой работы выпускается специальный станок, который можно приобрести по вполне сходной цене (см. рис: 3.80).

4. Пыль от щеток проникает повсюду. Ее можно удалить бензином и мягкой щеткой. Напомним, что такую работу надо выполнять в хорошо проветриваемом помещении и соблюдать противопожарные правила. Проверьте высоту щеток и при необходимости замените их. Если устанавливаются новые щетки, притрите их к коллектору. Для этого наверните на коллектор под щетки полоску наждачной бумаги и повращайте якорь взад-вперед. Эта операция позволит спрофилировать щетки по контуру коллектора и улучшить их прилегание. В завершение убедитесь, что щетки легко перемещаются в щеткодержателе.

5. Износ подшипников вызывает громыхающий шум и, если износ слишком велик, якорь может начать тереться о полюсные башмаки, что легко обнаружить по следам износа.

Замечания по обслуживанию генератора постоянного тока

Рис: 3.80  Станок FKI Crypton для обработки коллекторов.

 

6. Снять бронзовую втулку с коллекторного конца вала якоря можно с помощью бородка или иного подобного инструмента. Если втулка слишком плотно сидит на валу, ее можно разрубить по длине, а затем сбить выколоткой. Новую втулку следует выдержать в масле несколько часов для пропитки (втулка изготовлена из пористой фосфористой бронзы), а затем вколотить на место легкими ударами выколотки из мягкого материала. При наличии пресса втулку лучше напрессовать. Если Вы будете возобновлять пропитку втулки маслом каждые 10000 км, это значительно продлит ее жизнь (см. рис: З.81).

Замечания по обслуживанию генератора постоянного тока

Рис: 3.81  Смазка бронзовой втулки генератора постоянного тока.

 

7. Подшипник на приводном конце вала служит дольше, чем втулка не другом конце. Если все же подшипник надо заменить, сначала снимите шкив с помощью рычага или съемника (предварительно отвернув гайку и сняв шайбу).

8. Затем осторожно выбейте вал из подшипника молотком из мягкого материала. Для защиты резьбы наверните на конец вала гайку. Если выбить вал не удается, необходимо воспользоваться прессом. После установки нового подшипника заполните его тугоплавкой смазкой.

9. Брызги олова на корпусе генератора в зоне коллектора означают, что нарушены соединения обмоток якоря с ламелями. Для припайки проводов к коллектору потребуется паяльник большой мощности и канифоль. Не пользуйтесь для пайки спиртовыми флюсами. Вообще спиртовые флюсы не следует применять для пайки электрических соединений.

10. Неисправность обмоток возбуждения чаще всего обнаруживается по обгорелой изоляционной ленте, а также по изменению сопротивления обмоток. Иногда происходит замыкание обмотки на корпус, что также можно обнаружить, измеряя сопротивление. Можно перемотать обмотку, размотав старую и сосчитав число ее витков, а затем намотать столько же. Изоляцию обмотки надо выполнить очень аккуратно, чтобы не превысить допустимый размер и в то же время обеспечить хорошую изоляцию.

11. Полюсные башмаки привинчены к корпусу генератора очень туго и часто для отворачивания крепежных винтов требуется ударная отвертка. Затягивать винты крепления башмаков после ремонта также следует очень туго, поскольку слабо привинченный башмак может вызвать полное разрушение генератора. В продаже можно встретить специальное приспособление для отвинчивания и привинчивания башмаков (см. рис: 3.82). После сборки запустите генератор в режиме электромотора (соединив выходную клемму генератора с клеммой обмотки возбуждения). Это позволит убедиться в том, что генератор собран правильно.

Замечания по обслуживанию генератора постоянного тока

Рис: 3.82  Станок для разборки и сборки полюсных башмаков.

Похожие статьи

Оцените статью
Добавить комментарий