Верхняя мертвая точка (ВМТ) для поршня №1 – установка

1  Движение поршня от нижнего до верхнего положения называется ходом поршня. Верхняя мертвая точка – точка наивысшего положения, занимаемого поршнем при вращении коленчатого вала. Поскольку поршень за рабочий цикл дважды достигает своего наивысшего положения (один раз – в конце такта сжатия и еще раз – в конце такта выпуска), за ВМТ обычно принимают наивысшее положение поршня в конце такта сжатия.

2    Установка поршня в ВМТ – основная процедура для многих операций, таких как регулировка зазора в механизме привода клапанов, замена ремня ГРМ и звездочек распредвала/коленвала.

Внимание! Перед началом этой процедуры установите рычаг (селектор) КПП в нейтральное положение, затяните стояночный тормоз и вытащите ключ из замка зажигания.

3 Для того чтобы установить любой поршень в ВМТ, проворачивайте коленвал, взявшись головкой с воротком («трещоткой») за болт крепления шкива коленвала. Коленвал следует проворачивать только по часовой стрелке (если смотреть со стороны ремня привода ГРМ).

4    Отключите систему впрыска топлива, отсоединив разъемы проводки от форсунок но верхней части двигателя.

5    Снимите верхнюю крышку привода ГРМ и выверните свечи накаливания (см. главу 5) и установите компрессометр в свечное отверстие цилиндра № 1.

Примечание. Используйте компрессометр только для дизельных двигателей, рассчитанных на давление не менее 35 бар. Проворачивайте коленвал по часовой стрелке, используя головку с воротком, как было описано выше.

6    Проворачивайте коленвал по часовой стрелке до тех пор, пока стрелка манометра не начнет подниматься, указывая на такт сжатия. Продолжайте проворачивать коленвал, пока метка газораспределения на звездочке выпускного распредвала не установится в положение, соответствующее

3 часам по циферблату, и не совместится с верхней плоскостью головки блока цилиндров. В этой точке поршень цилиндра № 1 находится в ВМТ такта сжатия. Для окончательной проверки точности установки ВМТ надо снять шкив коленвала и нижнюю крышку привода ГРМ, чтобы убедиться в том, что метка ВМТ на звездочке коленвала совпала с соответствующей меткой на масляном насосе. В то же время метка ВМТ на звездочке топливного насоса должна быть совмещена с меткой на корпусе водяного насоса (см. рис. 3.6,а-в).

Рис. 3.6,а. Метка ВМТ (указана стрелкой) выпускного распредвала должна быть на одной линии с верхней плоскостью головки блока цилиндров

Рис. 3.6,б. Метки ВМТ на звездочке коленвала и крышке масляного насоса (указаны стрелками)

Рис. 3.6,в. Метки ВМТ на звездочке привода топливного насоса и корпусе водяного насоса (указаны стрелками)

Примечание. Если компрессометр для дизельных двигателей недоступен, можно просто приложить палец к свечному отверстию № 1 и, по мере проворачивания коленвала, по выходу сжимаемого воздуха почувствовать начало такта сжатия. После того как вы это почувствовали, оставшуюся часть процедуры выполняйте, как описано выше.

7    После того как поршень № 1 будет установлен в ВМТ такта сжатия, остальные поршни можно поочередно установить в это же положение, проворачивая коленвал всякий раз еще на 180°, в соответствии с порядком работы цилиндров (см. Спецификации). Например, провернув коленвал на 180° (от ВМТ поршня цилиндра № 1), ВМТ такта сжатия займет поршень цилиндра № 3.

Похожие статьи

Оцените статью
Добавить комментарий